Конспект выступления на родительском собрании на тему: «Коррекционная работа специалистов ДОУ и взаимодействие с родителями детей с ЗПР»
Конспект выступления на родительском собрании на тему: «Коррекционная работа специалистов ДОУ и взаимодействие с родителями детей с ЗПР»
Коррекционная работа учителя-дефектолога и взаимодействие с родителями детей с ЗПР.
Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе с детьми с ЗПР, является учитель-дефектолог.
Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками. В подготовительной группе их 6 в течении недели и по 2 – индивидуальные.
Положительный результат коррекции воспитанников проявляется таких показателях:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект выступления на родительском собрании на тему: «Коррекционная работа специалистов ДОУ и взаимодействие с родителями детей с ЗПР»»
Выступление на родительском собрании
в подготовительной группе
на тему: «Коррекционная работа специалистов ДОУ и взаимодействие с родителями детей с ЗПР»
Подготовила:
учитель-дефектолог Хижова Е.Б.
Коррекционная работа учителя-дефектолога и взаимодействие с родителями детей с ЗПР.
Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе с детьми с ЗПР, является учитель-дефектолог.
Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками. В подготовительной группе их 6 в течении недели и по 2 – индивидуальные.
Положительный результат коррекции воспитанников проявляется таких показателях:
• дети показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков) –результаты диагностики;
• адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
Что же обеспечивает положительную результативность в коррекции детей с ЗПР?
-25%- способности и возможности ребёнка (база)
-25%- медикаментозное лечение
-25%- активная позиция в коррекции родителей, выполнение рекомендаций педагогов и специалистов
-25%-коррекционная работа специалистов ДОУ.
«Портрет» родителей, имеющих ребёнка с ЗПР
• должны понимать как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
• полноценно участвовать в процессе обучения и развития своих детей;
• поддерживать режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
• занимать активную позицию сотрудничества и поддержки своего ребёнка.
Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения.
Психиатр - это врач, (в переводе с греческого - лечение души), который использует лечебное воздействие и активизацию на кору клеток головного мозга, направленное на развитие памяти, внимания, мышления и восприятия; мотивы, эмоции, волю и самосознание.
Невропатолог - это врач, который использует лечебное воздействие на болезни нервной системы.
Основой грамотного построения в коррекционно-педагогического работы является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания условно подразделяется на два этапа (ступени). На первой ступени обучения важно сформировать у ребенка предпосылки для развития высших психических функций (памяти и внимания, различных видов восприятия); совершенствовать моторные функции, межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. На второй ступени реализуются задачи дошкольного образования по формированию у детей психологических предпосылок к школьному обучению. В соответствие с этим на первом этапе работы (преимущественно с детьми раннего и младшего возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций. С этой целью обеспечивается:
Стимуляция познавательной активности и совершенствование ориентировачно-исследовательской деятельности.
Развитие общей и ручной моторики.
Развитие и коррекция психомоторных функций и межсенсорных связей.
Обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия.
Развитие и коррекция простых модально-специфических функций, таких как: выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);
скорость актуализации временных связей, т.е. прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;
способность к концентрации и к распределению внимания.
готовность к сотрудничеству со взрослым.
стимуляция речевого развития ребенка.
На втором этапе (средний и старший дошкольный возраста) коррекционно- развивающая работа в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях:
1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности ребенка - предполагает решение следующих задач:
Развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям.
Профилактика и устранение встречающихся аффективных, негативистских, других отклонений в поведении.
Развитие социальных эмоций.
Создание условий для развития самосознания и самооценки.
Формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения.
Предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
2. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций - предполагает:
Развитие сферы образов-представлений.
Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), а также конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления.
Например: методика «Четвертый лишний», «Нелепые картинки» или нелепые стихи:
Повар готовил обед, А тут отключили свет. Повар леща берет И опускает в компот. Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье.
Развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса.
Формирование пространственно-временных представлений. Классическим и простым вариантом может являться дидактическая игра «Когда это бывает?»
Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает, Когда это бывает? (Осень)
Развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности. МНЕМОТЕХНИКА.
Развитие творческих способностей.
Совершенствование мнестической деятельности (развитие памяти).
Развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.
Примером, иллюстрирующим данное направление развития могут служить «Волшебные обводилки», разработанные Зегебарт Галиной Михайловной и Ильичевой Ольгой Сергеевной.
3. Формирование ведущих видов деятельности - предполагает:
Целенаправленное формирование мотивационных, ориентировачно-операционных и регуляционных компонентов деятельности.
Формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа.
Формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе развития ребёнка с ЗПР неотделима от общей работы специалистов ДОУ.
Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития.
Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.