Страх можно классифицировать на три разновидности: конкретные-страх пылесоса, страх собаки и т.д.; социальные- страх новых людей, страх остаться одному дома и т.д.; реакция на новизну- боится входить в новое помещение и т.д..
Сказка « Путешествие в волшебную страну».
Задачи:
Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями и побороть свой страх.
Обогащать тактильный опыт детей.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать зрительно-моторную координацию.
Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
Участники : воспитатель , группа детей из 4 человек.
Материалы. Песочница с сухим песком Демонстрационные:-маленькие куколки(Киндеры- животные)или маленькие фигурки животных;1 большая фигурка ,которая будет олицетворять главный страх и 1 большая фигурка доброго волшебника ;фигурки с грустными лицами; фигурки детей с веселыми лицами; набор маленького, яркого строительного материала, цветные камушки, бусинки, маленький заборчик, игрушечные деревья.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает четырем детям вместе с волшебным человечком отправиться в путешествие, в волшебную страну. Для этого детям необходимо выбрать фигурку, в которой они видят себя и расположить в начале песочного путешествия на воображаемом облачке.
Далее воспитатель предлагает героям построить свой воображаемый сказочный город, в который они держат путь. В стройке принимают участие все дети вместе. Также дети выбирают фигурки веселых героей - жителей этого волшебного города.
Но вдруг на их пути воздвигается преграда в виде большого холма и забора. На этом холме появляется одна большая фигурка общего страха (эту фигурку ставит на поле воспитатель) и компания четырех страшил с грустными, злыми лицами (в компанию страшных персонажей, каждый ребенок выбирает своего героя и располагает на песке).
После расстановки всех фигурок, воспитатель интересуется у детей их эмоциональным состоянием.( Как они себя ощущают в данной ситуации? Какие эмоции их одолевают? Если дети чего-то боятся, опасаются, то чего именно? Какие чувства испытывают? И т д.)Дети делятся своим эмоциональным состоянием по очереди, выслушиваем всех детей, не перебивая друг друга.
Обменявшись своими тревожными ощущениями, воспитатель поддерживает ребят эмоционально, подбадривает и предлагает продолжить путь в сказочную страну. Чтоб ребятам прибавить смелости и уверенности в себе, воспитатель предлагает составить дружно, всем вместе « Правила смелого и храброго преодоления преграды».(Действовать дружно, ни кого не бросать, не стесняться быть активными и смелыми,быть позитивными и веселыми, т.д.)Затем дети лично,каждый со своим страшилищем, «борятся», проигрывают ситуацию преодоления холма и победы над этим злым персонажем ( большого злого персонажа можно закапать в песок или присыпать песком).Таким образом наши герои добираются в сказочный город, полный позитивных и ярких компонентов, которых сами же они и добавили при стройке сказочной страны.Можно детям дать время немного поиграть в «волшебном мире», выскать свою радость, поделиться положительныит эмоциями,переживаниями.
В завершение занятия,воспитатель хвалит ребят за смелость в преодолении своих страхов,отмечает ,что дети в ходе игры были молодцы и благодарит детей за участие.