Алтайский край, город Рубцовск
«По тропинкам осени».
- обогащать словарный запас детей.
2.КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ: - развивать умения строить грамматически правильные предложения;
- закреплять понятия «большой-маленький».
- формировать умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. - развивать логическое мышление, развивать зрительное, тактильное , вкусовое восприятие; - развивать слуховое внимание; развивать мелкую моторику рук.
3. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - воспитывать коммуникативные навыки; – воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Организационный момент Цель: Создание мотивации на совместную деятельность. Задачи: Психологический настрой на совместную деятельность. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности. Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы, художественное слово), игровой (сюрпризный момент) |
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети образуют круг. Далее вместе с педагогом произносят стихотворение и выполняют движения в соответствии с текстом. -Песня из мультфильма «Маша и медведь». | - Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с гостями, покажем какие мы умные и приготовимся заниматься. Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся. - Отгадайте, из какого мультфильма песенка? -Правильно, к нам сегодня пришла Машенька, она принесла картинки и просит сказать, какое время года на них изображено. | Проговаривание стихотворения. Звучит мелодия из мультфильма «Маша и медведь» |
Основная часть Цель: закрепление представлений детей о признаках осени. Задачи: Закреплять знания о признаках осени в лесу. Развивать связную речь, отвечая на вопросы полным предложением. Обогащать словарный запас детей. Методы и приемы: словесный (художественное слово, вопросы, беседа, уточнение), игровой (пальчиковая гимнастика, физкультминутка), наглядный (макет). |
Беседа об осенних признаках. Цель: Закрепление признаков осени. |
Каждый ребенок встает перед детьми, демонстрируя свою картинку, и называет признаки осени. Ответы детей: - Это осень, потому что на деревьях желтые и красные листья, дети одеты в теплую одежду; (листопад) - Это осень, потому что солнце спрятано за тучи, оно светит, но греет слабо; - Это осень, потому что идет дождь, на земле лужи, грязь и сухие листья; - Это осень, потому что в огороде собирают овощи; - Это осень, потому что в саду собирают фрукты; - Это осень, потому что птицы улетают в теплые края; | - Карина, скажи, какое время года изображено на картинке и почему ты так считаешь? - Как называется явление, когда опадают листья? -Молодцы, ребята! А теперь Маша приглашает вас в лес на прогулку, по тропинкам осени… | Педагог раздает детям по одной картинке, на которых изображено: - на деревьях желтые и красные листья, дети в теплой одежде; - солнце спрятано за тучи; - идет дождь; - в огороде собирают овощи; - в саду собирают фрукты; - птицы улетают в теплые края; |
Артикуляционное упражнение. Цель: активизация мышц речевого аппарата. |
Дети встают друг за другом, берут воображаемый руль и двигаются за педагогом. | -Давайте отправимся в лес на машине. Завели моторы («чик-чик»), взяли руль и поехали. | |
Упражнение на дыхание «Ароматы леса» Цель: укрепление дыхательной мускулатуры. |
Дети выполняют дыхательное упражнение. | -Давайте подышим в лесу. Сделаем глубокий вдох носом и на выдохе скажем: «Ах, как свежо!» | |
Работа с макетом «Осенний лес» Цель: расширение знаний детей об изменениях в жизни диких животных осенью. |
Ответы детей: В лесу осень, потому что на деревьях желтые и красные листья. Белка. Осенью белка готовит запасы на зиму: собирает шишки, ягоды, грибы. Осенью лиса и заяц меняют шубки на теплые. - Осенью еж бегает по лесу, наедается и впадает в спячку. -Осенью в лесу растут грибы. | Педагог задает вопросы: - Какое время года в лесу? Почему? Загадывание загадки: -Кто по веткам ловко скачет и в дупло орешек прячет? - Что делает белка осенью? - Посмотрите, неподалеку гуляет лиса, а под кустом спрятался зайчик, а что с ними происходит осенью? Загадывание загадки: - А кто под елкою спрятался с колючими иголками? Правильно, это ежик. Кто знает, что делает ёж осенью? Правильно, еж как медведь осенью наедаются и засыпают на всю зиму. | |
Пальчиковая гимнастика с су-джоком «Колючий еж» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. |
Дети катают су - джок между ладонями. | -Пока ежи не уснули, давайте с ними поиграем. Педагог проговаривает стихотворение. Добрый ежик, добрый еж На клубочек он похож. У ежа иголки Очень, очень колкие. Гладь мои ладошки, еж! Ты колючий, ну и что ж! | Используются массажеры су-джок. |
Д/И « Соберем грибы» Цель: закрепление понятий «большой-маленький». |
Дети собирают большие грибы – в большую корзинку, а маленькие – в маленькую. | -А что растет осенью в лесу? - Ребята, Машенька просит вас набрать грибов и угостить медведя. Поможем Машеньке? - Посмотрите, у меня две корзинки: большая и маленькая. В большую корзину мы соберем большие грибы, а в маленькую – маленькие. - Молодцы, набрали грибов, можем отправляться к медведю. | |
Артикуляционное упражнение. Цель: активизация мышц речевого аппарата. |
Дети встают друг за другом, двигаются за педагогом, выполняя артикуляционное упражнение. | - Давайте поедем на лошадке. | |
Д/И «Фрукты-овощи» Цель: закрепление умения дифференцировать овощи и фрукты. |
Дети называют овощи. | - Вот и медведь. Давайте с ним поздороваемся и угостим его грибами. - А медведь тоже для нас кое-что приготовил. Что это? - Какие вы знаете овощи? Назовите. - Где растут овощи? | На столе 2 разноса: овощи и фрукты. |
Д/И «Назови ласково» Цель: формирование умения образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. |
Дети проговаривают слова. | Саша, найди два одинаковых овоща: капуста, морковь, лук, помидоры, огурцы, чеснок. Что ты взял? Сравни и назови. Это большой …(помидор), а это … назови ласково… маленький…(помидорчик) и т. д. | |
Д\И «Угадай на вкус» Цель: закрепление умения детей правильно называть фрукты, различать на вкус. |
Дети называют фрукт. -Я съела кусочек яблока. -Я съел кусочек груши. -У меня слива, апельсин, банан. | Какие вы знаете фрукты? Назовите их. -А медведь хочет вас ими угостить. Сейчас я дам вам попробовать, а вы отгадаете на вкус, от какого фрукта этот кусочек. Давайте скажем Машеньке и медведю «до свидания» и «спасибо за угощения». | У педагога приготовлено блюдо с кусочками фруктов. |
Физминутка «Осень, осень» Цель: профилактика утомления, психоэмоциональная разрядка. |
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. | -Ребята, кажется, в лесу пошел дождь. Выходите, дождик покажем. | |
Дыхательное упражнение «Ветер» Цель: укрепление дыхательной мускулатуры. |
Дети выполняют дыхательное упражнение. | A после дождя подул ветер, давайте покажем. Набрать воздух через нос, выдох через рот. | |
Работа с презентацией. Д/И « Что перепутал ветер» Цель: развитие логического мышления. |
Дети по очереди рассказывают, что на картинках перепуталось. | Ребята, наш ветерок перепутал все картинки. Посмотрите. | Демонстрация слайдов: - в осеннем лесу растут цветы и летают бабочки; - в огороде на грядке растут яблоки; - на деревьях растут грибы; - вместе с птицами улетают ежи; -осенью девочка купается в реке. |
Заключительная часть. Цель: Подведение итогов ОД. Задачи: Сохранять и поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Методы и приемы: словесный (поощрение), практический (раскрашивание). |
Дети берут раскраски и раскрашивают их в самостоятельной деятельности. | -Молодцы, ребята, все вы знаете про осень. Я вам раздам раскраски, вы можете их раскрасить. | Раскраска для каждого ребенка по осенней тематике. |