Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для дошкольников "Мир эмоций"»
Конспект занятия для обучающихся дошкольного возраста
«Мир эмоций»
Цель: научить обучающихся пользоваться языком эмоций для передачи своих переживаний, чувств, обучить техникам релаксации.
Форма проведения: игровое занятие.
Материалы: листы белой бумаги А4, цветные карандаши.
Процедура проведения
Ведущий приглашает участников встать в круг и рассказывает о предстоящем занятии.
Ведущий: «Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с Вами поиграем в необычные игры и познакомимся с целыми миром – миром Ваших эмоций, узнаем, кто в нем живет, и как нам подружиться с его жителями».
Разминка Упражнение «Приветствие»
Цель упражнения: создание благоприятной обстановки в группе.
Участники рассаживаются в круг. Ведущий: «Ребята, давайте начнем наше занятие с необычного приветствия! Пускай каждый попробует пройти круг по комнате и поздоровается с каждым участником разными способами: кивком головы, хлопая ладошками, слегка подпрыгивая. Поздоровайтесь интересным или приятным для вас способом. Когда вы пройдете круг, садитесь на свои места, и мы продолжим наше занятие».
Участники группы по кругу перемещаются по комнате, пока не пройдут полный круг, встречаясь друг с другом, здороваются выбранным способом.
Примечание: если в группе есть дети, которые отказываются выполнять упражнение, ведущий может поздороваться с ребенком самостоятельно и попросить лично принять участие.
В конце упражнения ведущий предлагает ответить на вопросы: «Понравилось ли вам здороваться необычным способом? Какие чувства вы испытывали, когда здоровались с вами?»
Основная часть Упражнение «Настроение в кармашке»2 Время: 10 минут Цель упражнения: развития умений распознавать и демонстрировать свои эмоции. Ведущий рассаживает детей полукругом и инструктирует участников.
Ведущий: «Ребята, мне очень интересно узнать, какое у вас сегодня настроение. Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, давайте я начну. Я прочту вам стихотворение и покажу позой и мимикой свое настроение, а вам нужно будет угадать, какое оно у меня сегодня. После того, как я покажу, давайте каждый выйдет, тоже повторит это стихотворение и покажет свое настроение!»
Ведущий встает, читает стихотворение:
«Утром рано поутру в детский садик я иду
И в кармашке я с собой настроение несу».
Ведущий показывает позой и мимикой свое настроение (радость, восторг, интерес, задумчивость). Дети пробуют угадать настроение ведущего.
Далее участники по очереди выходят и произносят те же самые слова, изображают мимикой и позой свое настроение, а остальные отгадывают настроение ребенка. Ребенок после этих слов говорит о том, почему у него сегодня такое настроение, например: «Я сегодня радостный, потому что…» или «Я сегодня злой, потому что…».
Ведущий: «Ребята, вы молодцы! Вы очень хорошо справились, а теперь давайте все вместе, дружно, хором скажем: «Из кармашка ты достал Настроение свое. Только где его ты взял, Нам теперь не все равно!» В конце упражнения ведущий предлагает детям поделиться эмоциями от упражнения, говорит о важности внимания к эмоциям – важно понимать, какую эмоцию мы чувствуем сейчас, и что чувствуют другие.
Ведущий: «Для того чтобы понимать, что происходит с нашим настроением, мы учимся называть эмоции, больше обращать на них внимания: какую эмоцию вы испытываете, когда вам плохо (грустно, страшно), а какую эмоцию, когда у вас хорошее настроение (радость, счастье). Еще очень важно понимать, что могут чувствовать другие люди; для этого можно задать вопрос «какое у тебя сейчас настроение?»
Упражнение «Я и мое настроение»
Цель упражнения: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного, эмоционального настроя в группе. Необходимые материалы: листы белой бумаги А4, цветные карандаши (по числу участников).
Ведущий: «Давайте каждый из вас попробует продолжить предложения:
– Я радуюсь, когда… Я горжусь тем, что…
– Мне бывает грустно, когда…
– Мне бывает страшно, когда…
– Я злюсь, когда…
– Я был удивлен, когда…
– Когда меня обижают,…
– Я сержусь, если…»
Обучающийся слева от ведущего продолжает каждую фразу, затем высказывается следующий по часовой стрелке участник. Выполнение упражнения продолжается, пока все участники не выскажутся.
Ведущий: «А теперь, ребята, я вас попрошу нарисовать, какое у вас сейчас настроение». Ведущий предлагает детям сесть на свои места и раздает карандаши и листы бумаги А4. После того, как дети нарисуют, ведущий просит их вернуться в круг, и по очереди рассказать о настроении, которое они нарисовали. Если это было плохое настроение, стоит дать ребенку высказаться и предложить ему помочь победить это настроение. Попросите других детей поделиться своим настроением, а рисунок с плохим настроением, если ребенок согласится, можно вместе порвать.
Примечание: возможные варианты, чтобы победить плохое настроение: поделиться с близкими своими переживаниями, отвлечься на то, что ребенку приятно делать (рисовать, танцевать, играть).
Упражнение «Ледышки и веснушки»
Цель упражнения: снятие эмоционального, мышечного напряжения. Ведущий делит детей поровну на две команды, дает названия командам «Ледышки» и «Веснушки» и инструктирует их.
Ведущий: «Встаньте напротив друг друга и посмотрите внимательно друг на друга, чтобы запомнить членов своей команды. По моей команде «Начали!» все медленно и свободно перемещаются по комнате, не толкая друг друга. Затем, когда я хлопну в ладоши, «ледышки» должны замереть на месте в той позе, которую они приняли в момент хлопка. «Веснушки» продолжают перемещаться по комнате. Когда я хлопну в ладоши два раза, замирают «веснушки», двигаться начинают «ледышки». Не перепутайте, следите за количеством хлопков: один – приводит в движение «веснушек», а два – «ледышек». После окончания упражнения ведущий объявляет: «Молодцы, ребята! Как вы себя сейчас чувствуете после нашей подвижной игры?»
Упражнение «Воздушный шарик».
Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции. Участники встают или садятся в круг.
Ведущий: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая может помочь вам справиться с негативными эмоциями. Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные красивые воздушные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза. После выполнения упражнения ведущий завершает его. Ведущий: «Сегодня мы с вами научились одному простому способу, как можно справляться с негативными эмоциями, к примеру, когда вы злитесь или плачете, с помощью него вы можете почувствовать, как вам становится спокойнее».
Упражнение «Волшебный карандаш»
Цель упражнения: прощание, рефлексия прошедшего занятия. Необходимый инструментарий: карандаш. Ведущий: «Ребята, у меня в руках волшебный карандаш, который способен исполнять желания, но только, если поделиться с ним эмоциями и хорошими пожеланиями. Его волшебство состоит в том, что, когда его держат в руках, нужно непременно рассказать о своих эмоциях и о том, что больше всего запомнилось за время занятия, и обязательно в конце про себя загадать желание и никому о нем не рассказывать». Таким образом, участники дают обратную связь по занятию и загадывают желание.