Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия кружка»
Продуктивное чтение – слушание произведения Николая Носова «На горке».
Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».
Задачи:
1. Обучающая: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений; формировать умение пересказывать рассказ по картинкам.
2. Развивающая: развивать связную, интонационную речь, воображение, умение домысливать текст, предугадывать ход событий; развивать умение участвовать в коллективном разговоре.
3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к чужому труду; желание работать в команде.
Предварительная работа: чтение произведений Николая Носова, речевые дидактические игры, рассматривание иллюстраций.
1. Сюрпризный момент
Воспитатель вносит в группу портрет Николая Носова и ставит на полку в книжный уголок, рядом с его произведениями, уже прочитанными с детьми. Рассматривает его, чем привлекает внимание ребят - они подходят.
-Ребята, у нас появился новый портрет в книжном уголке
-Портрет.
- Какой может быть профессия у человека с портрета?
(дети предлагают варианты ответов).
-Писатель.
-Правильно, писатель. Почему вы так решили?
-Вы поставили его в книжный уголок. (выслушивает все ответы детей)
- Расскажите, чем занимаются писатели? (ответы детей).
-Давайте посмотрим на новый портрет в нашем книжном уголке. Я поставила его на полку к вашим любимым книгам. К каким книгам? Кто автор этих книг? Догадались, как зовут этого писателя? (Николай Носов).
-Правильно, мы с вами прочитали много его книг. В каком литературном жанре любит писать детский писатель Николай Носов? (рассказы).
-О ком чаще всего Николай Носов пишет свои рассказы? (о детях)
-Николай Носов любил наблюдать за детьми и их играми, и все интересные истории описывал в книгах. Когда у него родился сын, стал писать про своего сына и его друзей.
2. Мы с вами читали рассказы этого замечательного писателя. Давайте вспомним их: воспитатель читает отрывок ,а дети называю произведение
3. Сегодня я познакомлю вас с новым для вас рассказом Николая Носова «На горке». Садитесь поудобнее, у меня в руках новый рассказ. Напомните, как он называется и кто автор? (обращаю внимание на портрет Н. Носова). Чтение рассказа. На горке.
Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать. (Почему не сразу стали кататься?Как вы думаете)
– Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. (Как вы думаете, пойдет)А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься - то как следует не умеет! Подъехал к горке.
Как интересно, а что-же дальше произойдёт?
– О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку – бух носом (Почему упал?)
– Ого! – говорит. – Скользкая!
Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» – думает. (Как вы думаете, придумает)
Думал, думал – и придумал:
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх. (А теперь у него получится скатиться?Поедут коньки по песку)
– Вот теперь, – говорит, – скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
– Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках.
Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана. (Как выдумаете ребята расстроятся)
– Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?
– Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.
– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься?
(Придумают они выход из создавшейся ситуации)
Котька говорит:
– Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
– Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.
– Ну, я не знаю, – говорит Котька.
– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату (Как вы думаете, возьмёт)
Котька отвязал коньки и взял лопату.
– Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
– Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.
– Это, – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!
4. Вопросы к детям после чтения в виде игры с мячом :
-Ребята, вам понравился рассказ Н. Носова «На горке»?
- про какое время года в рассказе?
-какое занятие придумали для себя дети?
-как трудились ребята?
-что в это время делал Котька Чижов?
- почему Котька упал? Отчего она скользкая?
-чему научил нас этот рассказ? (хочешь кататься – не сиди дома, строй горку вместе со всеми)
5. Игра с детьми «Разложи по сюжету рассказа».
Перед детьми разложенные иллюстрации, развёрнутые вниз картинкой, предлагается взять любую из них, рассказать что нарисовано и соответствует ли иллюстрация месту в рассказе (кроме иллюстраций к рассказу добавлены и иллюстрации из других произведений).В конце, когда все расскажут, расставить рисунки по порядку по сюжету рассказа на мольберте.
Итог.
-Ребята, что нового вы узнали?
-Что для вас было трудным?
- Что запомнилось, понравилось?
-Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»?
(Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными)
Рефлексия.
-Вечером мы обязательно прочитаем этот рассказ ещё раз, а сейчас ставим новую книгу на полку. А я предлагаю вам стать художниками-иллюстраторами и нарисовать к новому рассказу Николая Носова «На горке» свои рисунки. (продолжение на втором занятии по рисованию).