«Тат. Каргалинская СОШ»
Тема: «Составление и решение задач».
Шарипова Л.Х.
2020 г.
Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание |
1. | Тема образовательной деятельности | «Составление и решение задач». | |
2. | Доминирующая образовательная область | «Познавательное развитие» | |
3. | Виды деятельности детей | Коммуникативная: беседа Продуктивная: выполнение игровых упражнений, заданий Двигательная: физминутка | |
4. | Методы и приемы реализации содержания занятия | |
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Метод стимулирования и мотивации деятельности: наглядный материал (рассматривание картинок) Метод организации деятельности, общения и формирования опыта: выполнение игровых упражнений, заданий, физкультминутка | |
4.2. | Интеграция образовательных областей | «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное». | |
5. | Возрастная группа: | Старший дошкольный возраст (6-7 лет) | |
6. | Цель: | обучение составлять и решать задачи на сложение. | |
7 | Задачи: | Планируемый результат | |
7.1 | Образовательные: продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 20. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица. | дети умеют составлять и решать задачи. | |
2.2 | Развивающие: Развивать умение составлять задачи на сложение. Развивать логику, воображение, умение делать выводы, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои ответы. | дети умеют составлять задачу на сложение и аргументировать свои ответы по составлению задачи. | |
7.3 | Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение друг к друг при работе в подгруппах, умение слушать и слышать друг друга, аккуратность при выполнении задании, воспитывать нравственные качества: доброжелательность, умение прийти на помощь, объективно оценивать свою работу, действовать по инструкции педагога. | дети умеют работать в коллективе сообща. | |
8. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |
| Затруднения | Способы преодоления | |
| Составление задачи на сложение | Иллюстрации на доске, по которым составляется задача. | |
9. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Конверт с заданиями, цифры от 1 до 20, иллюстрации персонажей, ИКТ, рабочие тетради в клетку, простые карандаши, «шарики» из бумаги. | |
10 | Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты | Беседы: «Как решать задачи на сложение ». | |
Примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей | |
№ | Этап | Содержание | |
I. | Вводная часть | | |
1.1 | Введение в тему | Дети играют. Заходит воспитатель: Воспитатель. Доброе утро! Дети. Доброе утро! В. Все вы здоровы? Д. Да! Мы здоровы! В. Рада вас видеть! Д. Рады вас видеть! В. Что будем делать? Д. Будем заниматься! В. А потом играть и развлекаться! Воспитатель: (дети стоят в шеренге). Ребята! Сегодня утром почтальон передал нам посылку от кота Матроскина. Хотите узнать, что там? Давайте посмотрим, что там находиться. Вы готовы? Ответы детей: да, мы готовы. | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель: Ребята! Кот Матроскин передал нам задания по математике от учителя дяди Федора и просит помочь разобраться с ними, т.к. дядя Федор самостоятельно решить не смог. Воспитатель: А мы можем дяде Федору и коту Матроскину помочь? А как мы им можем помочь? Дети выдвигают свои предположения. | 3 мин |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Ответы детей: будем выполнять задания, которые находятся в посылке, решим их и передадим посылку с конвертом почтальону. | |
II. | Основная часть: | | |
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Воспитатель: молодцы! Хорошая затея! Вот вам и первое задание. Игровое упражнение «Выполни задание». Воспитатель: встаем ребята в шеренгу и пересчитываемся на первый-второй-третий. Теперь первые номера встают сзади вторых, а третьи номера – впереди вторых. После выполнения задания дети рассказывают, кто где стоит. Следующее задание: «Руки на пояс, поворот направо, руки вперед, поворот направо, руки вниз». Теперь перестраиваемся: «Вторые номера встаньте слева от первых, третьи – слева от вторых. Расскажите, кто где стоит». Следующее задание: «Присядьте, руки вытяните вперед, встаньте, руки поднимите вверх. Руки в стороны, разомкнитесь. Повернитесь кругом». Слуховой диктант «Нарисуй отгадку». Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, детский сад!» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. (Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).) Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы считать. (Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.) Раз, два, три, четыре, пять (Разъединяют пальчики.) Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями.) (дети выполняют задания). Воспитатель: продолжаем работу. Воспитатель: отсчитываем вниз от числовой линейки 5 клеток и ставим точку, от которой они будут выполнять задание. – Отсчитайте четыре клетки вправо от точки и поставьте еще одну точку; – Отсчитайте две клетки вниз. – Одну клетку вправо. – Одну вниз. – Одну вправо. – Одну вниз. – Одну вправо. – Четыре вниз. – Четыре влево. – Одну вверх. – Одну вправо. – Две вверх. – Одну влево. – Одну вниз. – Одну влево. – Одну вверх. – Одну вправо. – Две вверх. – Две влево. – Одну вверх. – Две вправо. – Две вверх. – Одну вправо. Воспитатель предлагает детям придумать или вспомнить загадку к получившемуся рисунку (заяц; см. рис. 77). Рис. 77 | 7 мин |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Игровое упражнение «Составим задачу». Воспитатель: присаживаемся за столы. Предлагаю вам решить задачу: «На птичьем дворе гуляли десять гусей и кур. Все шесть гусей отправились на пруд. Сколько кур осталось на птичьем дворе?». Теперь, услышав задачу вам нужно определить структуру задачи и с помощью какого арифметического действия ее можно решить. Дети: условие, вопрос, решение, ответ. Будем решать с помощью вычитания. Воспитатель : открываем тетради и отсчитываем от предыдущего задания вниз 4 клетки, рисуем числовую линейку длиной в 10 клеток и дугами обозначить условие задачи: что известно, отметить красной дугой сверху линейки, что неизвестно – синей дугой внизу линейки. Выходит к доске желающий ребенок и выполняет задание на доске. Дети читают запись и отвечают на вопрос задачи. Теперь повторяем задачу и выкладываем ее решение с помощью цифр и арифметических знаков. Вызванный ребенок выполняет запись решения задачи на доске, а остальные в тетрадях. | 10 мин |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Физкультминутка Воспитатель: я читаю стихотворение и вместе с вами выполняем соответствующие действия. Бабушка кисель варила (Правой рукой «помешивают кисель».) На горушечке, (Соединяют кончики пальцев, а ладони разводят в стороны.) Для Андрюшечки. (Кладут правую руку на грудь.) Летел, летел соколок Через бабушкин порог. (Скрещивают большие пальцы и делают взмахи остальными пальцами.) Вот он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил. (Несколько раз ударяют пальцами по ногам и вытягивают руки вперед.) Вот и нету киселька (Разводят руки в стороны.) В черепушечке (Складывают ладонь «горстью».) У старушечки На горушечке. (Изображают горку.) Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» (Качает головой влево, вправо.) Не плачь, бабка, не рыдай! («Грозят» указательным пальцем.) Чтоб ты стала весела, Мы наварим киселя. Во-о-от столько! (Правой рукой «помешивают» кисель и разводят руки в стороны.) Игровое упражнение «Собери шарики» (за столами). Воспитатель: у вас на столах лежат листы бумаги с изображением шариков разного цвета и величины (в пределах 20). Рассмотрите шарики внимательно и скажите, чем они отличаются (шарики разные по цвету и величине). Теперь вам нужно обвести шарики карандашом: по 5 шариков в круге и узнать: «Сколько кругов получилось? Сколько шариков в каждом круге? Сосчитайте шарики пятерками. (Пять, десять, пятнадцать, двадцать.) Сколько всего шариков?» (Двадцать шариков.) | 7 мин |
III. | Заключительная часть | Ребята, какие вы молодцы! С большим интересом и вниманьем выполняли все задания, которые вам передал ко Матроскин и дядя Федора. Хорошо отвечали на мои вопросы, были заинтересованы! | |
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | - Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились? - Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? -Что было особенно интересно? -Что нового вы узнали? - О чем хотели бы узнать еще по этой теме? -Что было трудным? -Что понравилось делать больше всего? - Сегодня особенно старался …. На этом наше занятие подошло к концу. Молодцы! Все старались получить новые знания. | 3 мин |
Дальнейшая разработка темы |
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятий | Содержание | Примечание |
1. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах |
1.1 | Лепка | «Собери шарики» разной величины и цвета в пределах 20. | В группе |
| | | В семье |
2 | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | |
2.1 | Ребенок сам | Демонстрирует знания в сюжетно-ролевой игре «Магазин» | В группе |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Составляет задачу на сложение. | В группе |
| | | |
1.И. А. Помораева, В. А. Позина, Образовательная область «Познавательное развитие». «Формирование элементарных математических представлений», в подготовительной группе для занятий с детьми 6-7 лет.
2. https://sites.google.com/site/bibliotekadladetej/roditelam-pedagogam/fizkultminutki-v-stihah (физкультминутка).
3. 3 – years.ru razvitie/palchikovaja-gimnastika.html