Конспект занятия по краеведению. Тема. «Кто мои соседи. Многонациональный Крым»
Конспект занятия по краеведению. Тема. «Кто мои соседи. Многонациональный Крым»
Целью данного занятия является продолжать знакомить детей с традициями, обычаями, обрядами, народными играми разных народов Крыма.Уважительно относиться к различным национальностям к их традициям, проживающих на территории Крыма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по краеведению. Тема. «Кто мои соседи. Многонациональный Крым»»
19.01.2021 Крот Ангелина Юрьевна
Конспект занятия по краеведению.
Тема. «Кто мои соседи. Многонациональный Крым»
Цель: продолжать знакомить детей с традициями, обычаями, обрядами, народными играми русского, украинского и крымскотатарского народов. Обращать внимание на то, что в традициях общее, похожее, объединяющее.
Воспитывать уважение к людям не только своей национальности, но и к другим народам, населяющих Крым.
Продолжать учить согласовывать движения с текстом, закрепить навыки ориентировки в пространстве.
Материалы и оборудование: изображение Крыма, изображения крымских народов в национальных костюмах, изображения празднования Масленицы русскими и украинцами, Сабантуя крымскими татарами; изображение блюд разных народов.
Литература. Региональная парциальная программа «Крымский веночек»
ХОД НОД:
1. Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель:
– Ребята, мы с вами живем в красивом солнечном краю – полуострове Крым. А знаете ли вы, как назывался Крым в давние времена? (Ответы детей). Назывался наш полуостров сначала Таврикой, потом Таврией, а чуть позже Тавридой. Много разных народов встретилось на нашей древней земле, и она до сих пор хранит память о каждом из них в географических названиях рек и озёр, горных вершин, городов, сёл, заливов. Крым наполнен сказками и легендами.
2. Игра «Посмотри и назови».
Воспитатель:
– Дети, скажите, пожалуйста, какие народы проживают в Крыму? (Ответы детей). Верно, люди самых разных национальностей населяют нашу землю. Но я вам сейчас покажу изображения народов, которые являются самыми многочисленными на Крымском полуострове, а вы попробуете их мне назвать.
(Воспитатель показывает презентацию с изображения крымских народов в национальных костюмах ).
3. Дидактическая игра «К кому относится?».
Воспитатель:
– А сейчас предлагаю поиграть в игру «К кому относится?». (Детям предлагаются изображения блюд, воспитатель показывает и называет их, а детям нужно определить, к какому народу Крыма относится то или иное изображение предмета. (показ презентации с изображением блюд разных народов Крыма)
4. Физкультминутка «Мы устали, засиделись».
Воспитатель:
– Вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. Предлагаю вам пройти на коврик и размяться.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседания)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
(Дети садятся на стульчики)
5. Беседа «Традиции и обычаи крымских народов».
(беседа сопровождается показом презентации)
Воспитатель:
– Ребята, вы уже много знаете о народах Крыма. Знаете, что русские, украинцы и крымские татары в чём-то схожи, но в то же время являются неповторимыми и особенными народами. Скажите мне, пожалуйста, какими словами можно охарактеризовать русский народ? (Ответы детей: добрый, гостеприимный, милосердный, великодушный, простой, трудолюбивый, сильный и т. п.). А украинский? (Ответы детей: весёлый, певучий, трудолюбивый, религиозный, семейный и т. п.). А как бы вы охарактеризовали крымско-татарский народ? (Ответы детей: сильный, смелый, настойчивый, трудолюбивый, религиозный, верный, честный, гостеприимный и т. п.).
– Молодцы, вы подобрали подходящее описание крымским народам. А сейчас мы поговорим с вами о наступающих весенних праздниках, таких как Масленица и Сабантуй. Скажите, какие народы отмечают Масленицу? (Ответы детей: русские и украинцы). Верно. А что это за праздник? (Ответы детей: это праздник прихода долгожданного весеннего тепла, люди пекут блины, устраивают гуляния, сжигаю чучело зимы на костре и т. д.).
– Правильно. А кто отмечает весенний праздник Сабантуй? (Ответы детей: крымские татары). Да, но хоть праздник и считается весенним, отмечается он летом (в июне) после окончания весенних полевых работ и переводится дословно как «праздник плуга». Раньше его отмечали в апреле до начала полевых работ. Праздник Сабантуй начинается со сбора подарков, которые потом будут использоваться на празднике. Юноши на лошадях с песнями разъезжают по деревне, собирая полотенца, платки, отрезы материи, различные продукты и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков. Если лошади нет, то юноши обвязываются через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. Празднование проходит на специально оборудованном майдане, где проходят игры, соревнования и состязания по национальной борьбе. Заключительным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров – победителей в предварительных схватках. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество финалистов, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.
6. Итог.
Воспитатель:
– Итак, мы сегодня говорили о народах, проживающих на территории Крымского полуострова, об их культуре, быте, традициях и обычаях. Перечислите, пожалуйста, что это за народы? (Ответы детей: русские, украинцы и крымские татары). Интересно ли вам сегодня было на занятии? (Ответы детей). Что вы узнали для себя нового? Что понравилось больше всего или что было интереснее всего? (Ответы детей).
– А в заключение хотелось бы сказать, что каждый народ и его культура уникальны по-своему и мы должны относиться с уважением ко всем национальностям, их традициям, обычаям. И, самое главное, жить вместе в мире и согласии.