kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук Щ. Буква Щ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи,  о гласных и согласных, твердых и мягких, глухих и звонких согласных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук Щ. Буква Щ»»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

«Звук Щ. Буква Щ»


Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о гласных и согласных, твердых и мягких, глухих и звонких согласных. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, составления и анализа предложений. Знакомство со звуком щ и буквой щ.

Развивающие задачи. Развитие памяти, мышления, фонематических процессов.

Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества, самостоятельности и активности.

Оборудование. Картинки, содержащие звук щ в названиях, контейнеры с материалами для анализа предложений по числу детей, листы с заданиями, цветные карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона занятия.

- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся,

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнётся.


Педагог. Послушайте стихотворение и догадайтесь, с каким новым звуком мы будем сегодня знакомиться. Этот звук в стихотворении часто повторяется.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.


Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.


- Какой звук часто повторяется в этом стихотворении? (Звук щ)

- Правильно, это звук [щ']. Молодцы! Вы очень внимательны. Сегодня мы будем говорить об этом звуке. А теперь мы познакомимся поближе со звуком [щ']. Садитесь за столы, и произнесите отчетливо звук [щ'].



2.Артикуляция и характеристика звука [щ'].

А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком [щ'], давайте с вами расскажем,

- что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы выдвинуты вперед)

- зубы не смыкаются.

- где находится язык? (язычок приподнят к альвеолам, образует с ними щель)

- поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)

Положите ладошку на горло и произнесите звук [щ']. Горлышко звенит или нет? (нет, звук [щ'] глухой)

- Так какой же звук [щ']? (согласный). Почему?

- Звук [щ'] – согласный, так как при его произнесении воздух во рту встречает преграду, зубы сомкнуты.

- Звук [щ'] – глухой, так как произносится шумом, голосовые связки не работают.

- Звук [щ'] звонкий или глухой? Почему?


- Запомните звук [щ'] всегда мягкий, поэтому он всегда живет в зеленом домике.

Запомните, что он всегда мягкий и обозначается зеленым кружком.

(согласный, всегда мягкий, глухой).


3.Определение места звука [щ'] в словах с использованием звукового домика

Прямоугольник разделен на три квадрата.

- Педагог. Первый квадрат – начало слова, второй – середина, третий – конец. Педагог помещает на доску зеленый кружок.


- Посмотрите на картинки, определите место звук [щ'] в слове, и поместите их в нужное окошечко нашего звукового домика.

(дети рассматривают предметные картинки и определяют место звука [щ'] в словах)

Картинки: щенок, плащ, ящерица, щетка, борщ, ящик.

Где находится звук щ в слове щенок? (в начале слова).

Где находится звук щ в слове плащ? (в конце слова).

Где находится звук щ в слове ящерица? (в середине слова).

Где находится звук щ в слове щетка? (в начале слова).

Где находится звук щ в слове борщ? (в конце слова).

Где находится звук щ в слове ящик? (в середине слова).


- А теперь разделите эти слова на слоги. Прохлопайте слоговой рисунок этих слов.

В слове ще-нок - два слога.

В слове плащ - один слог.

В слове я-ще-ри-ца – четыре слога.

В слове щет-ка – два слога.

В слове борщ – один слог.

В слове я-щик – два слога.


4.Знакомство с буквой Щ

Ребята, давайте вспомним, чем отличается звук от буквы (звук мы слышим и говорим, а букву видим и пишем).

- Звук [щ'] обозначается на письме буквой щ.

- Посмотрите, вот буква щ. На что похожа буква щ? (На щётку, на забор, на расческу).

- Из каких элементов она состоит?

- Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек.

- Встаньте и напишите эту букву в воздухе.

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.


5.Чтение слогов.

Прочитайте слоги с новой буквой.

Ща, щи, що, щу, ще, щё


6.Физминутка

Раз - подняться, потянуться…


Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

(Выполняем движения по тексту.)



7. Игровое упражнение «Разноцветные кружки». Формирование звукового анализа слов.

Емеля волшебную рыбу поймал,

И много желаний ей загадал.

Оставил хвостатую парень в воде,

Исполнила рыба желания все.

(Щука)


Педагог помещает на магнитную доску предметную картинку с изображением щуки, ставит на стол контейнер с разноцветными магнитами.

Педагог. На картинке изображено рыба щука. Произнесите слово. Сделаем звуковой анализ этого слова. Какой звук вы слышите в начале слова?

Звук щ.

Каким кружком мы его обозначим? Почему?

Зеленым, потому что это мягкий согласный звук.

Положите зеленый кружок под картиной. Будем выкладывать схему слева направо. Какой звук мы слышим после звука щ?

Звук у.

Каким кружком его обозначим? Почему?

Красным, потому что это гласный звук.

Назовите третий звук

Звук к

Какой кружок возьмете для обозначения звука? Почему?

Синий, потому что это твердый согласный звук.

Каким звуком заканчивается слово?

Звуком а

Какой кружок возьмете для обозначения звука? Почему?

Красным, потому что гласный звук.

Вы составили звуковую схему слова. Сколько всего звуков в слове?

В слове четыре звука. Сколько гласных звуков

Два гласных звука у, а.

Сколько твердых согласных звуков в слове?

Один твердый согласный звук к

Сколько мягких согласных звуков в слове?

Один мягкий согласный звук Щ.

Отлично. А сколько слогов в этом слове? Почему?

В этом слове два слога, потому что в слове два гласных звука.

Составим схему слова щука.

Один ученик составляет схему у доски, остальные на парте. Проверка.

- Дайте характеристику каждому звуку.

[щ]- согласный, глухой, мягкий.

[у]- гласный, ударный.

[к]- согласный, глухой, твёрдый.

[а]- гласный, безударный.

- Сколько в слове слогов? (Два.)


8.Игровое упражнение «Составь предложение». Совершенствование навыка составления и анализа предложений.


Педагог помещает на магнитную доску сюжетную картинку. Перед детьми стоят контейнеры с материалами для анализа предложений.

- В какой сказке хищная рыба исполняла желания? «По щучьему веленью» - русская народная сказка.

- Кто исполнял желания в русской народной сказке «По щучьему веленью»?

Емеля волшебную рыбу поймал,

И много желаний ей загадал.

Оставил хвостатую парень в воде,

Исполнила рыба желания все.

(Щука)


Педагог. Составьте предложение по картинке.

Дети. Емеля поймал щуку.

Педагог. Сколько слов в этом предложении?

Дети. В этом предложении три слова.

Назовите слова по порядку.

Первое слово Емеля, второе слово поймал, третье слово щуку.

Выложите схему предложения.

Педагог. Обозначим каждое слово полоской. Первое слово в предложении будем обозначать полоской с «трубой», потому что оно всегда пишется с заглавной буквы. Повторяйте предложение и выкладывайте схему.

Дети выкладывают схему и комментируют свои действия. Можно предложить детям составить и проанализировать еще одно предложение.



Почему первая полоска у вас с трубой?

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

Что вы поставили в конце предложения?

В конце предложения мы поставили точку.


9.Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить все, чем они занимались на занятии, что нового узнали, а потом оценивает работу детей.

- С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?

- Как выглядит буква Щ, нарисуйте ее пальчиком в воздухе.

- Мне понравилось, как вы все дружно, активно работали, молодцы, всем спасибо!




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук Щ. Буква Щ»

Автор: Федорова Вера Афанасьевна

Дата: 08.04.2025

Номер свидетельства: 668121

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "конспект занятия по грамоте с использованием нетрадиционных форм обучения в подготовительной группе "Лесная школа""
    ["seo_title"] => string(131) "konspiekt-zaniatiia-po-ghramotie-s-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-form-obuchieniia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-liesnaia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "308550"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458616165"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект занятия по развитию речи, фея города звукограда "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-fieia-ghoroda-zvukoghrada"
    ["file_id"] => string(6) "175401"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424268064"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-zaniatiia-po-ghramotie-v-podghotovitiel-noi-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "188422"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426677712"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_zaniatiia_po_obuchieniiu_ghramotie_v_podghotovitiel_noi_ghruppie_zvuk_"
    ["file_id"] => string(6) "415764"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494915311"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте из цикла «Путешествие в страну звуков»  в подготовительной  логопедической группе. "
    ["seo_title"] => string(155) "konspiekt-intieghrirovannogho-zaniatiia-po-obuchieniiu-ghramotie-iz-tsikla-putieshiestviie-v-stranu-zvukov-v-podghotovitiel-noi-loghopiedichieskoi-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "244833"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446019710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства