ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Познакомить детей с новым для них произведением; учить слушать поэтический текст; учить отвечать на вопросы воспитателя; познакомить детей с новыми словами.
Учить эмоционально воспринимать сказку; приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух, воображение и творческую активность; доставить детям радость от сказки.
Учить отвечать на вопросы воспитателя; развивать умение вести диалог; упражнять в отчетливом произношении звукоподражаний.
Учить внимательно слушать и слышать текст; упражнять в умении общаться друг с другом и с воспитателем; воспитывать умение сопереживать персонажам сказки.
Развивать умение согласовывать движения физкультминутки со словами.
- наглядные: рассматривание иллюстраций сказки, картинок животных на фланелеграфе;
- словесные: беседа, вопросы.
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Организационный момент. Вспомнить с детьми уже знакомую сказку. | Воспитатель напоминает детям содержание «Сказки о глупом мышонке» С.Маршака, читает ее концовку. Выслушивает их предположения по поводу исчезновения мышонка. Рассказывает, что кошка не съела мышонка, а только унесла его с собой. И что случилось дальше с ним, мы узнаем с вами из этой книжки (показывает книгу «Сказка об умном мышонке»). | Дети высказывают свои предположения по поводу исчезновения мышонка. | Развитие памяти, внимания, свободного общения детей с воспитателем. |
Чтение сказки С.Я.Маршака «Сказка об умном мышонке». | Воспитатель читает новую сказку, сопровождая это показом иллюстраций. Дает детям возможность обменяться впечатлениями. Зачитывает 3 – 4 отрывка из сказки. Объясняет незнакомые слова (жмурки, горелки, юркий и т.п.). | Дети слушают сказку и рассматривают иллюстрации. Обмениваются впечатлениями. | Развитие интереса к художественной литературе, усвоение новых слов. |
Д/игра «Кто лишний?». | Педагог предлагает поиграть в игру. Он помещает на фланелеграф картинки с изображениями кошки, хорька, белки, ежа, совы, лягушек, мышки и медведя. Предлагает детям убрать того персонажа, которого не было в сказке. После ответов детей, убирает картинку с изображением медведя. | Ответы детей. | Развитие внимания. |
Физкультминутка «Мышонок». | После этого педагог предлагает немного отдохнуть. Быстро бегает мышонок Возле незаметных норок. Вот почуял он беду Сразу спрятался в нору. Осторожно выглянул, Шею свою вытянул: - Нет лисы! Нет кота! Ах, какая красота! | Дети бегают на месте. Дети садятся, закрывают голову руками. Повороты головой по сторонам. Прыгают, хлопают в ладоши. | Формируется потребность в двигательной активности. Выполняют движения и задания в соответствии с игрой. |
Д/игра «Друзья и враги». | Воспитатель предлагает вернуться на свои места. Проводится дидактическая игра «Друзья и враги». Раздает детям картинки с изображением животных. Держа в руках мышонка (картинка), подсаживается к ребенку, у которого, например, картинка с белочкой. Между мышонком и белочкой завязывается разговор: Мышонок: «Здравствуй, пушистый зверек. Не знаешь ли ты, где мой дом?». Белочка: «Здравствуй, Мышонок. Я провожу тебя». «Дети, - обращается к ребятам мышонок, - этот зверь не съест меня?». Выслушав ответы детей, мышонок отправляется с белочкой в путь. Сначала они идут вместе, затем мышонок благодарит белочку за помощь и прощается с ней. Идет один, сбивается с пути, обращается за помощью к ежу (кошке, лягушке). По ходу игры воспитатель подсказывает детям, что им нужно говорить. Хвалит малышей, которые пытаются вести диалог самостоятельно. | Дети ведут беседу, диалог; отвечают на вопросы; активно используют в речи звукоподражания. | Развитие диалогической речи; умения общаться друг с другом. |
Вопросы воспитателя. | Далее воспитатель задает вопросы по прочитанной сказке: - Вам понравилась сказка? - О ком эта сказка? - Кого встретил на своем пути мышонок? - Что они предлагали ему? - Почему мышонок не стал играть с кошкой в «кошки – мышки»? - Как вы думаете, мышонок был послушным? | - Да! - О мышонке. - Кошку, хорька, ежика, сову, белок, лягушек. - Поиграть в разные игры: жмурки, горелки, уголки, пятнашки, кошки-мышки. - Потому что ему не велела мама играть в «кошки-мышки». - Да, потому что он слушался свою маму. | Дети осмысленно отвечают на вопросы по содержанию прочитанного произведения. |
Итог зянятия. | В конце занятия воспитатель подводит итог. Он спрашивает у детей, почему сказка называется «об умном мышонке»? Воспитатель вместе с детьми рассуждает о том, что мышонок перехитрил всех зверей, которые хотели его съесть, и благополучно добрался до дома. Воспитатель: «Вот и вам, ребята, нужно быть послушными, умными, слушаться своих родителей, чтобы не попасть в беду. Спасибо за хорошее занятие. Молодцы!». | Рассуждения и ответы детей. | Положительное настроение детей. |