Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с миром природы "Лес засыпает"»
Лес засыпает
Цель: закрепить знания детей о дикой природе, об особенностях жизнедеятельности животных осенью; дать элементарные представления о причинах изменений , происходящих в жизни животных в предзимний период; учить заботиться о природе; закрепить знания цвета и геометрических фигур, умение группировать предметы по общему признаку, умение ориентироваться в пространстве, употребляя предлоги «на» и «под», умение давать определения животным по их качествам, называя слова- прилагательные. Развивать логическое мышление, связную речь, внимание, воображение и память, пополнять словарь детей понятиями: «линька», «залегать в зимнюю спячку», «лесная кладовая», «лесной доктор». Воспитывать интерес к природе, желание её изучать и защищать.
-Ребята, скажите какое сейчас время года?- осень. Но не просто осень, а поздняя осень.
Вся природа засыпает, животные готовятся к зиме. А как это происходит мы можем узнать, когда отправимся в лес.
-Ребята, посмотрите, что у нас под ногами?- листья и трава. А почему по траве нельзя ходить ?- потому что там живут насекомые. Правильно, и мелкие животные. А сейчас они в траве залегли в зимнюю спячку. И чтобы им не навредить мы по лесу должны ходить по тропинкам. И сейчас мы выложим тропинку из геометрических фигур. ( на столе разложены геометрические фигуры) Послушайте внимательно задание: тропинку необходимо выложить из квадратов.(дети отбирают квадраты и выкладывают на полу дорожку)
-Молодцы, вы справились с заданием и теперь мы можем смело ходить по лесу. Беритесь за руки и пойдём.( дети идут, взявшись за руки, и слышат стук дятла в записи)
-Ребята, а кто это стучит?- дятел .Правильно, а зачем он стучит по дереву?- чтобы съесть жучка, червячка. Правильно, клювом дятел выклёвывает насекомых из коры дерева, тем самым, спасая дерево от вредителей , которые точат дерево изнутри. Поэтому дятла называют «лесным доктором». Покажите как дятлы стучат по дереву(Дети указательным пальчиком правой руки стучат по левой ладошке)
-Ребята, поглядите, кого мы встретили на полянке?- белку и ёжика. Скажите, а где белка?- вверху на ёлке. А где ёжик?- внизу под ёлкой.
-Белочка, здравствуй, а почему ты не рыженькая, а серенькая?- здравствуйте, ребята, я серенькая, потому что моя рыжая летняя шубка полиняла, и теперь я в тёплой и пушистой серенькой шубке. В ней тепло и не так меня заметно среди серых ветвей на фоне белого снега. Простите , ребята, но я очень занята, я заготавливаю запасы на зиму в свою кладовую.
-Ребята, а давайте поможем белочке! Белочка, что нужно делать? – нужно собрать шишки и грибы в разные корзины.(дети выполняют задание)-спасибо, ребята, вы мне очень помогли.
-Пожалуйста, белочка, до свидания!
-Ребята, а вот ёжик уже залёг в зимнюю спячку. А как он спит?- свернулся клубочком и завернулся в листья.
-Ребята, поглядите, а вот и первый снег.( играет спокойная тихая музыка М. Гоголевой, воспитатель рассыпает снежинки, дети выполняют движения в соответствии с текстом)
-Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко!
-Вот и покрыл снег землю и вокруг всё бело. Слышу кто-то капошится, но не вижу никого. Отгадайте ребята загадку: «По лесочку прыг- прыг, по снежочку тык- тык!»- заяц.
-Правильно, вот он( показывает зайца в белой ткани-сугробе), но почему мы его не заметили в снегу?- потому что он белый как снег! – правильно, ребята, зайка тоже полинял: сменил летнюю серую шёрстку на зимнюю тёплую белую шубку. А зачем ему именно белая шубка зимой?, давайте вспомним стих:
- Выпал вечером снежок.
Сшил зайчишка кожушок.
Белый сшил. Не для красы!
Чтоб укрыться от лисы!
-А каких врагов зайца вы ещё знаете?- волк, сова.
-Правильно, ребята, у зайца много врагов поэтому нужно хорошо прятаться.
-Что-то от снега уж очень похолодало. Давайте- ка, вместе с зайкой погреемся.
-Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть- надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять- надо зайке поскакать!
( дети выполняют движения в соответствии с текстом)
-Немного согрелись, идём дальше, а дорожки-то замело.
-Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым, подними скорее ногу- проложи другим дорогу. (дети шагают друг за другом по кругу).
-Гляньте, ребята, какой большой сугроб, мне кажется под ним кто-то спит. (звучит храп в аудиозаписи) Отгадайте загадку: «Зимой спит, летом улей ворошит»- медведь. Правильно , ребята, как называется его жильё?- берлога. Правильно, значит это берлога медведя. Он всё лето и осень нагуливал жир- наедался на зиму, а потом впал в зимнюю спячку. Ребята, а когда проснутся звери после зимней спячки?- весной.
-Правильно. Скажите, а медведь какой?- большой. А ёжик- маленький. Они когда наелись перед сном стали какие?- толстые. А когда проснуться весной будут какие?- худые. Правильно. А заяц и белка прыгают как?- быстро. Значит они какие животные?- быстрые.
-Молодцы, ребята, вот мы и познакомились поближе с дикой природой, а теперь нам пора возвращаться.
-Мы идём, идём, идём,
И домой сейчас придём.
Шире шаг, скорее шаг
Ветерок шумит в ушах.
( дети шагают по кругу)
-Вот мы и вернулись. Вам понравилась наша прогулка?- да. Мы еще придём в лес не раз, только нужно не забывать, что лес- это дом, животных, а мы в нём – гости, а в гостях себя нужно вести спокойно и уважать хозяев!