Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо. Хотите узнать от ого оно? Тогда отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен,
Кто я такая? (Осень)
Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо:
На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила,
Пожелтел орешник, и разделись клёны,
И зазолотились листья у берёзы.
Ребята я вас приглашаю в осенний лес.
-Принимаем приглашение осени? Тогда- в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.
Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес.
Осенний лес такое чудо!
Листва ковром лежит повсюду,
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят!
Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес? А зачем осенью, да ещё и поздней? (Подышать свежим воздухом, собрать грибы)
Давайте сейчас зароем глаза. Чем ахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? (Опавшей листвой, грибами)
Посмотрите, как много в лесу опавших листьев. Давайте присядем на этот осенний ковёр. Открыли глазки.
А зачем деревья сбрасывают осенью листву? (Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега)
Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени: ранняя, золотая, поздняя. Ребята, а теперь осмотрите, на эти три картины! Что вы видите на них? Первая картина солнечная, весёлая. А на второй картинке? Эта картина уже не такая весёлая! (Жёлтые деревья, земля покрыта листьями, светит солнце). А на третьей картинке? ( Деревья стоят голые, землю покрывает первый снег).
Какое время года изображено на первой картине? Осень). А на второй? (Осень). А на третьей? (Осень).
Почему про осень нарисовано три разных картины? (Осень бывает разной).
Воспитатель: Ребята в конверте ещё что- то лежит! Посмотрите, какие- то карточки. Это Осень предлагает вам поиграть в игру «Знатоки рироды». А вы любите играть?
ФИЗУЛЬТМИНУТКА
«ЛИСТОЧКИ»
Осенние листочки закружись
Весёлый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял,
Весело они летели
И на землю сели!
(Повторяют за воспитателем, кружатся , бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук, присаживаются).
2 ЧАСТЬ
Воспитатель: А теперь перейдём к заданиям на карточках.
Первое задание «Отгадай загадку»
-Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!
1. Кто же ухаживает за лесом? И как его называют? (Лесник)
2.Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно…(Листопад)
3.Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это…(Дождь)
4.Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? (Птицы)
5.Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его конечно знаем! (Сентябрь)
6.Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (Октябрь)
7.Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)
8.Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ! Поздняя осень)
9.Солнце больше нас не греет,
Холодком позёмка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал её…. (Ледок)
10.Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за всё в ответе!
Мёрзнет, мёрзнет человек,
Выпал первый белый….(Снег)
3ЧАСТЬ
Воспитатель: Следующее задание.
ИГРА «ДА ИЛИ НЕТ»
Воспитатель: Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопать в ладоши, а если «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать? (Куртки, шапки одевать?)
4ЧАСТЬ
«КАКАЯ БЫВАЕТ ПОГОДА ОСЕНЬЮ?»
Когда дует ветер (ВЕТРЕННАЯ)
Холодно (Холодная)
Пасмурно ( Пасмурная)
Сыро (Сырая)
Когда идёт дождь (Дождливая)
Хмуро (Хмурая)
Ясно (Ясная)
5ЧАСТЬ
На столах разложены различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Осень предлагает нам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.
(Дети составляют картины осени)
ИТОГИ ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Молодцы ребята! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три повернись, в детском садике очутись!)
Воспитатель: Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались?
А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.
Ответили на все вопросы- загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!