Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА «СОЛНЫШКО»
ЗАДАЧИ:
- воспитание патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны, любви к народному искусству;
- визуальное ознакомление с Государственным гербом России;
- знакомство детей с образом солнца в народном творчестве (потешки, загадки, декоративно-прикладное искусство);
- развития образного мышления и эстетического восприятия окружающего мира.
МАТЕРИАЛ И ПОСОБИЯ: иллюстрационно-дидактический материал для дошкольников «Российская символика»; дымковские, филимоновские, каргопольские глиняные (фигурки птиц, коней и пр.).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель читает отрывок из сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце».
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал-
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно-
В поле зёрнышка не видно!»
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
Затем воспитатель задаёт детям следующие вопросы:
- Почему заплакали птицы и звери? (Солнце спряталось за тучу. Стало темно, и ничего вокруг не видно.)
- Для чего нам нужно солнышко? (Оно светит, даёт нам тепло.)
- Могут ли люди, животные, растения жить без солнца? (Нет.)
- В какое время года солнышко ярче всего светит и сильнее греет? (Летом, весной.)
Воспитатель обобщает ответы детей, делает вывод о том, что и животные, и растения, и люди не могут жить без солнца.
Далее воспитатель рассказывает о том, что человек понял очень давно, как необходимо солнце для всего живого на земле. Оно даёт нам тепло, свет, помогает выращивать хлеб, овощи и фрукты, красивые цветы. Если светит солнце, лучше настроение: мы радуемся, улыбаемся, говорим: «Какая хорошая погода!».
Когда солнце надолго скрылось за тучами, люди звали его «закликали» песенками и стихами – закличками. Воспитатель предлагает детям прочесть одну из закличек, разученных ими ранее.
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!
Твои детки плачут, по камушкам скачут.
Солнышко, отзовись,
Красное, появись!
Воспитатель загадывает детям загадку:
Голубой платок,
Алый колобок,
По платку катается,
Людям улыбается.
(Солнце на небе)
Далее он задаёт детям вопросы
- Где мы можем увидеть солнце? (На небе.)
- Кто летает по небу, кто летает в воздухе? (Птицы)
Подведя итог ответам ребят, воспитатель рассказывает им, что в старину людям солнце казалось похожем на огромную сказочную птицу Жар-птицу, которая летает высоко в небе. Перья на крыльях и на хвосте Жар-птицы напоминают солнечные лучи или язычки пламени. Солнце горячее, как огонь.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Сито свито, золотом покрыто. Кто взглянет, тот заплачет.
Затем он спрашивает:
- Можно ли смотреть на солнце? (Нет. Можно только в специальных тёмных, солнцезащитных очках.)
Воспитатель показывает детям дымковскую игрушку- глиняного петушка, обращая их внимание на красный петушиный гребень. Он рассказывает:
- В давние времена людям казалось, что утренние солнечные лучи похожи на петушиный гребень. Солнце будит нас по утрам своими лучами, своим светом, как петушок. Раньше солнышка просыпается петушок и своим пением прогоняет ночь.
Дети читают потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Воспитатель обращает внимание ребят на то, что почти на всех дымковских, филимоновских и других глиняных игрушках можно увидеть солнце: жёлтые, оранжевые круги, украшенные точками, линиями – лучами. Затем он просит малышей показать солнышко, изображённое на глиняных народных игрушках.
- Каким цветом нарисовали мастера солнце на глиняных игрушках? (Жёлтым, оранжевым, красным – тёплыми цветами.)
Обобщение ответов детей:
- Солнышко очень красивое, сверкающее, лучистое, яркое. От солнца зависит наша жизнь на земле: оно освещаетземлю, согревает нас. О солнце народ сложил много сказок, загадок, песенок, его изображения украшают глиняные игрушки, вышивки. В давние времена люди думали, что солнце, как царь, - очень могущественное и величественное.
Далее воспитатель рассказывает старинную сказку о Царе Солнце и его двух сёстрах – Заре Утренней и Заре Вечерней:
- Далеко-далеко на востоке, за синим морем, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живёт Солнце. Всё необычно в том волшебном царстве. Растут там сады с залотыми и серебряными деревьями, шёлковой травой-муравой, жемчужными цветами и ягодами.
Посреди сада высится золотой дворец, ослепительно сверкающий. Во дворце Царь – Солнце восседает на золотом троне. Подле него стоят сестры Солнца: Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днём Царь – Солнце разъезжаетна колеснице (повозке), запряжённой двумя орлами с золотыми перями. Золотые орлы летят по небу, а Царь – Солнце освещает землю. Солнцева сестрица Утренняя заря выводит солнечную колесницу на небо, а Вечерняя Заря принимает колесницу, когда она возвращается.
Воспитатель показывает детям изображение Солнечной колестницы (см. иллюстративно-дидактический материал на с. 6), фотографии русских народных вышивок (см. с. 5). Обращает внимание детей на то, что мастерицы вышили и птиц, запряжённых в колесницу, и сестёр солнца.
Показывая современный герб России (см. иллюстративно-дидактический материал, с. 3), воспитатель поясняет, что прошло много лет и Солнечную колесницу стали называть двуглавым орлом. Двуглавый – означает, с двумя головами. Двуглавым он стал потому, что когда-то давным-давно люди верили в то, что два орла везут колесницу Царя Солнца по небу. Изображение двуглавого орла – теперь герб нашей страны. Герб объединяет всех людей, живущих в нашей стране, объединяет всех нас.
Далее воспитатель обращеет внимание детей на то, что золотой орёл на красном фоне очень похож на солнце, сияющее своими лучами – перьями.