- расширять и активизировать словарь по теме: «Транспорт» (слова – обобщения, определения).
Развивающие:
-развивать навыки работы с мыслительной картой;
- развивать лексико - грамматический строй речи и связную речь детей;
-формировать навыки творческого рассказывания, придерживаясь сюжетной линии (последовательности по карте и по плану);
-развивать мыслительную и речевую активность детей.
Воспитательные:
-воспитывать привычку работать сообща:
- воспитывать уважительное отношение к окружающим, умение внимательно слушать сверстников и воспитателя в процессе совместной деятельности.
Ход
Вылетает квадрокоптер с флешкой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам какое-то послание. Давайте посмотрим.
(Аудиозапись от Лунного жителя . –Я прилетел с луны у вам на землю, как мне добраться до вашего детского сада? Как же вы передвигаетесь?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Лунному жителю добраться до детского сада.
Слайд-транспорт
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
Дети: Транспорт.
Воспитатель: Слово «транспорт» обозначает перемещение. А какой же бывает транспорт?( вид транспорта?) Какой самый быстрый вид транспорта?
Слайд- условные обозначения транспорта(воздушный, водный, наземный)
Воспитатель: Давайте составим необычную карту о транспорте. Я нарисую от центра картинки основную ветвь- голубого цвета, от нее буду рисовать тонкие веточки, которые вы будете украшать картинками или нарисуете .А как вы думаете, какой вид транспорта, можно обозначить облачком?
Дети: воздушный.
Воспитатель: Почему воздушный?
Дети: Потому что летает в небе, в воздухе.
Воспитатель: Назовите, на чем можно передвигаться в воздухе?
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Часть-целое». Я назову много слов, а вы отгадаете одно слово, что это. Палуба, мачта, нос, корма, парус, якорь, трюм.
Дети: корабль.
Воспитатель: Кто догадался, о каком виде транспорте мы будем говорить?
Дети: О водном транспорте.
Воспитатель: Я рисую от центра основную ветвь синего цвета, от нее тоненькие веточки, которые вы оформите. Так что же плавает по воде?
Слайд-водный транспорт.
Дети называют и приклеивают картинки водного транспорта (корабль, лайнер, подводная лодка, яхта, катер, катамаран, теплоход)
Воспитатель: Поиграем с вами в игру «Корабль-лодка»
Корабль плавает далеко, а лодка.. .
Корабль плавает быстро, а лодка… .
Корабль большой, а лодка… .
Корабль тяжелый, а лодка.. .
Корабль длинный, а лодка… .
Воспитатель: Давайте с вами отдохнем, встали, мы с вами шоферы. Игра по Н,М,Крыловой
Заводим машину д-д-д-д-д (круговые движения руками, согнуты в локтях перед собой)
Взяли руль, поехали, гудим (ходьба с ускорением)
Если увидели пешехода, остановились, посигналили.
Приехали в гараж.
Воспитатель: А кем мы с вами были?
Дети: Водители, шоферы.
Воспитатель: А чем управляет шофер?
Дети: Машиной, автобусом, грузовиком и т.д.
Воспитатель: Кто управляет самолетом, ракетой?
Дети: Пилот, летчик.
Воспитатель: Кто управляет кораблем?
Дети: Капитан.
Воспитатель: Кто управляет поездом, составом, электричкой?
Дети: Машинист.
Воспитатель: А на чем вы сегодня добрались до детского сада?
Дети: На машине, пришли .
Воспитатель:Машины, к какому виду транспорту относятся?
Дети: Наземный транспорт.
Воспитатель: А почему наземный?
Дети: Потому что едут по земле, по дороге.
Воспитатель: Я рисую ветвь черного цвета, от нее тоненькие веточки, которые вы оформите.(воспитатель наклеивает легковой автомобиль или ребенок) А какие легковые автомобили вы знаете?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Для чего нужны легковые машины?
Дети:
Воспитатель: Транспорт, который перевозит людей (пассажиров)?
Слайд-общественный транспорт
Дети называют слова и наклеивают картинки: автобус, поезд, троллейбус, трамвай, газель.
Воспитатель: А как называется этот транспорт?
Дети: пассажирский.
Воспитатель: Чем отличается поезд от другого транспорта?
Дети: Едет по рельсам.
Воспитатель: Это железнодорожный транспорт( обводит фломастером поезд).
Как называется транспорт, который перевозит грузы?
Слайд-грузовые автомобили.
Дети: Грузовой.
Воспитатель: Перечислите и наклейте на карту. Игра «Сложные слова»
Машина, которая возит бензин, называется …(бензовоз).
Машина, которая возит воду, … (водовоз)
Машина, которая возит молоко …(молоковоз)
Машина, которая возит бетон … (бетономешалка или цементовоз)
Воспитатель: Есть такой транспорт для ответственной работы. Которая спасает людей. Помогает в сложных ситуациях, как называется этот вид транспорта?
Дети: Спец.транспорт.
Воспитатель приклеивает оформленную ветвь красного цвета к наземному. Кто может рассказатьоб этом виде транспорта?
Слайд-спец.транспорт.
Дети: небольшой рассказ о спец.технике , для чего нужен, перечисляют, на какой номер нужно звонить.
Стук в дверь. Заходит Лунный житель.
- Здравствуйте, ребята. Я лунный житель, прилетел к вам на землю. Узнать, как люди передвигаются на земле, что помогает им в этом. Вы выполнили мою просьбу?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята , давайте расскажем Лунному жителю о транспорте по нашей карте. Какой бывает вид транспорта, что относится к этому виду, почему его так называют, для чего используется?
Слайды – виды транспорта: воздушный, водный, наземный.
Дети рассказывают рассказы по карте последовательно по каждому виду транспорта.
Воспитатель: Ребята, для движения людей и транспорта помогают правила дорожного движения и дорожные знаки . Лунный житель мы хотим тебе подарить книгу дорожных знаков…..
Лунтик: Ребята, спасибо вам большое, что выполнили мою просьбу, рассказали о перемещении людей на земле, на чем вы передвигаетесь. Я хочу вам подарить небольшие подарки, о памяти нашей встречи.
До свидание!
Лунный житель прощается и уходит.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем « Правда или нет»
!.Транспорт- это средство передвижения.(если фраза верна-хлопаем в ладоши)
2.Автобус- вид воздушного транспорта.(если неверно –стучим ногами)
3.Корабль –наземный транспорт.
4.Лодка- это транспорт, который передвигается по воде.
Воспитатель: Мы еще будем дополнять нашу карту о видах транспорта, которые мы еще не знакомились.
Люди всегда стремились покорить три стихии: воду, воздух и землю. Поэтому транспортные средства делятся на водные, воздушные и сухопутные .в водном транспорте люди использовали морские течения., силу ветра, .Воздушна я стихия долго не покорялась людям. Только в последние столетия появились воздушные средстваи они усовершенствуются. Вы все сегодня молодцы, вы работали активно, правильно выполняли задания.