Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию ( целостная картина мира ) в старшей группе на тему : " Чудо-чудное, диво-дивное "»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18
Конспект занятия по познавательному развитию (целостная картина мира) в старшей группе
на тему:
«Чудо- чудное, диво - дивное»
Разработала:
Сергеева Оксана Александровна
Воспитатель МБДОУ детский сад №18
2020 – 2021 учебный год.
Цель: создание условий для ознакомления с разнообразными русскими – народными игрушками.
Задачи:
познакомить с разнообразием русских народных игрушек,
учить детей различать игрушки,
знать характерные особенности разных промыслов,
воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству,
желание научиться рисовать народные игрушки.
Материалы: матрёшки, дымковские, филимоновские игрушки или их изображения, силуэты игрушек, вырезанные из бумаги, гуашь, кисточки образцы узоров, платок.
Ход НООД:
Воспитатель:
Давайте за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся, побежит тепло по кругу, очень рады мы друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и пусть каждый поздоровается со своим соседом, называя его ласковым именем.
Воспитатель: Ребята а вы знаете что, наша Россия – славится храмами, соборами и звонкими колоколами, народными умельцами, красивой природой и добрыми отзывчивыми людьми.
А кто знает, как в древности называли Россию? (Правильно, Русь).
(Звучит русская народная мелодия).
Воспитатель: Какая мелодия! Так ведь это звуки весёлой ярмарки.
Помните, я вам говорила, когда в старину на Руси устраивали ярмарки? (на праздники).
На них можно было купить всевозможные товары, сладости и хорошо повеселиться, так как на ярмарке выступали бродячие артисты, устраивались различные аттракционы, а также можно было посмотреть изделия народных умельцев.
Воспитатель: А вы хотели бы попасть на ярмарку?
Дети: (Да).
Воспитатель:
- Но как же мы туда попадём? Ведь машины времени у нас нет (ответы детей). Ой, я вспомнила, волшебные слова , мы с вами сейчас их назовем и переместимся на веселую ярморку.
- Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне и города и поля, покажи мне леса, и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку.
Дети закрывают глаза, играет музыка. Потом звучит весёлая музыка, звуки ярмарки. Дети открывают глаза.)
Воспитатель: ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек. Они вам знакомы назовите их(матрешки, дымковские игрушки , филимоновские свистульки и. т. д)Вам нравятся эти игрушки?( Эти игрушки не оставляют человека равнодушным, они вносят в нашу жизнь тепло, праздник, красоту, радость) А хотите знать, как появились игрушки? Как вы думаете зачем взрослые их придумали? (Чтобы в них играли) Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем то забавлять детского сада не было,
Воспитатель: Ой, а что это за изделия? (Это игрушки)
Послушайте загадку:
Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назови-ка меня!
Дети: Это Дымковские игрушки.
Из чего они сделаны? (из глины. А почему их называют дымковские?
Воспитатель:
Послушайте загадку:
Здесь посуда знатная
Складная да ладная
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют…. (хохломой).
воспитатель проводит физ-минутку
«Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо все выше – выше»
Воспитатель. Сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать, чтобы не впитывала воду и не трескалась.
А золота для «Золотой Хохломы» и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». Как вы думаете, что потом происходит?
Ответы детей.
Воспитатель. А происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон.
Вместе с техникой окраски в изделия проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам.