Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию "Зимушка-зима"»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 13» г. Пласта
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка – зима»
Подготовила:
Воспитатель
МКДОУ д/с № 13 г. Пласта
М.В.Елагина
Цель: Расширить и закрепить представление детей о зиме.
Задачи: расширять и закреплять знания детей о временах года, а именно о зиме, обогащать представление детей о зимних месяцях, о жизни животных и птиц зимой, учить отгадывать загадки; развивать связную речь, учить отвечать полными предложениями, учить составлять снеговика, дополнять отдельными частями, развивать у детей интерес к природе, желание активно познавать ее, развивать память, внимание, мышление; воспитывать интерес к познавательной деятельности, любознательность.
Материалы и оборудование: презентация, конверты для игры «Кто быстрее?»; клей, салфетки, кисточки.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку:
Я белым покрывалом всю землю накрываю,
Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).
- О каком времени года мы будем сегодня говорить? (о зиме).
Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. *----------------
Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.
Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают.
- Как называют в народе декабрь? (хмурень).
- Почему? (хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные).
- Почему январь называют лютым? (трещат морозы, лютует стужа).
- Почему февраль называли ветродуем? (дует сильный ветер).
Пальчиковая игра «Снежок»
Как же живется диким животным зимой в лесу?
(Дети рассказывают)
Украшают лес зимой гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становиться похожа на румяное яблочко.
Голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей, синица, сорока и т. д.).
Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт им тепло. Птицы лущат еловые и сосновые шишки.
Показываю картинки птиц.
- Чем питаются зимой птицы? (семенами деревьев, лущат шишки).
- Как люди помогают птицам? (вешают кормушки, кормят птиц).
Воспитатель: Выпал снег во дворе. Ребята давайте с вами выйдем во двор и слепим снежок. (Дети встают в кружок и начинают выполнять пальчиковую гимнастику).
А сейчас я приготовила для вас загадки.
А какие зимние забавы вы любите? (Дети начинают рассказывать о том, какие зимние забавы и развлечения они любят).
Воспитатель: Давайте встанем в круг и поиграем в одну зимнюю забаву – слепим снеговика (Дети становятся в круг).
Физминутка «СНЕГОВИК»
Воспитатель: Как жаль, если такой веселый и красивый снеговик растает на солнышке. А вы, ребята, хотите сделать снеговика, чтобы он никогда не растаял? (Ответы детей)
Тогда давайте пройдем на свои места и поиграем в игру «Кто быстрее».
(Дети проходят и садятся на свои места)
Складывание снеговика. Игра «Кто быстрее?»
Воспитатель: Какие у вас красивые снеговики получились. Посмотрите на них. Какого цвета туловище снеговиков? (Туловище у них белое)
- А ведерки какого цвета? (Ведерки зеленого цвета).
- Посмотрите на его глазки, какого они цвета? (Глазки у снеговика черные)
- а на что похожи они? (Глазки похожи на угольки)
Воспитатель: Такие снеговики точно никогда не растают.