Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию фонематического восприятия в старшей группе для детей с ЗПР "Звуки М-Мь"»
ЗВУКИ «М – М’»
Цели:
1. Показать признаки звуков «М – М’», их артикуляцию, обозначение.
2. Дать понятие твердости-мягкости согласных звуков.
3. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова и определять место звука в слове (начало, конец).
4. Учить последовательному выделению звуков в словах типа АМ, УМ по готовой условно-графической схеме.
Оборудование:мяч, индивидуальные зеркала, предметные картинки дом, сом, гном, альбом, шлем, дым; картинки изображающие домашних животных. красные и синие фишки, символы звуков, слова, предложения, тетради, карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент.
Предложить детям назвать слово, которое начинается со звука А (О, У, Э, И),
Упражнение «Гласные звуки».
Вспомните, какие это звуки - «А», «О», «У», «Э», «И»?
Почему они гласные?
Упражнение Рассказ феи Фонетики
Однажды я гуляла и встретила на лугу быка. Он громко мычал «М-м-м-м». Этот звук мне очень понравился. Я подумала: «Как красиво произнести звук «М»?» – и придумала. Надо без напряжения сомкнуть губы, помычать и выпустить звук, разжав губы.
Знакомство со звуком
- Звук [м] (так мычит корова)
- Спойте звук «М». («М» петь нельзя, его можно длительно произносить).
- Воздух, когда его не выпускают через рот, нашёл другую дорожку – убегает в нос, и гудит. Подставьте пальчик, проверьте.
- Горлышко дрожит, (ладошка на горло)
Запомните! Звук «М» – согласный, твердый, его нельзя петь. Произносится с помощью губ, коротко,
Игра Слушай внимательно
- Хлопните в ладоши, если среди звуков услышите звук [м]: т-з-м-п-к-м-з-м...
- Топните, если среди частей слов услышите звук [м]: ма, ка, мо, со, мы, ам.
- в словах: дом, кот, сом, суп, ком, кит, том, лом, лук.
«Чистоговорки».
Ом-ом-ом – вот наш дом ом-ом-ом – на столе альбом
ом-ом-ом – в лесу гном ом-ом-ом – в реке сом
Ам-ам-ам, молока котенку дам. Ом-ом-ом, под корягой лежит сом.
Игра Подушка — камень
- У согласного звука М есть младший братец Мь.
Дети имитируют движения руками — «бросают камень», если услышат звук [м], или подушку – ладони к щеке, услышав [м’]; му-ма-ми-мя-мы...
Физкультминутка Бегу — мычу, присяду — молчу
По команде «Беги!» дети бегают и произносят звук «М», услышан удар в бубен, присаживаются на корточки и замолкают. Повторить 2-3 раза.
Упражнение «Составь вместе».
Уля произносит звук «У» и выкладывает красный кружочек (выложить на доску), а Маша – звук «М» и выкладывает синий кружочек. Что у детей получилось? («УМ».)
Аня произносит звук «А». Какой кружочек она выложит? А Максим произносит звук «М». Какой кружочек он выложит? Что получилось? («АМ».)
И т.д.: Оля – Макар, Инна –Матвей.
Звуковой анализ АМ, УМ по готовой условно-графической схеме.
Игра Поправь Незнайку
Маня пить молоко. Машина ехать по дорога.
Мама купить масло. Марина пить малиновый морс.
Малина расти в лес. Максим есть мандарины.
Где звук?
Предложить детям назвать изображения на предметных картинках и определить позицию звука в словах: мыло, муха, ком, дом, сом, дым, Том, гном, альбом, шлем.
- Где находится звук [м] в слове дом? (В конце слова.)
- Положите синюю фишку там, где слышите звук [м]
- Составьте предложение со словом дым.
Упражнение Буква М
Передать детям от феи Графики карточки с изображением буквы М
- Что такое буква?
- Это буква М. Когда мы читаем эту букву, мы произносим звук «М». Раскрасьте букву синим карандашом.
Взявшись за руки мы встали
И на М (эм) похожи стали.
Игра «Лифт».
На магнитную доску выложить в столбик карточки с буквами А, У, О, И, Э.
Карточку с буквой М поставить справа от нижней буквы. Прочитать, что получилось. Передвинуть букву выше. Прочитать получившиеся слоги.