Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: рабочая тетрадь, демостративный материал.
Полигвалдық компонент /полигвальный компонент: аңыз – легенда-legend, звук – дыбыс-sound.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы- ОУД
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
Языковая гимнастика «Часики».
Волшебный сундучок.
2. Негізі бөлімі/основная часть
Речевая гимнастика.
Ло – ло – ло на улице тепло
Лу – лу – лу стол стоит в углу
Ул – ул- ул у нас сломался стул
Оль – оль – оль мы забыли купить соль.
Какую букву вы выделите в этих словах?
Просит еще раз произнести [л], [л’].
Артикуляция звука
(Поставьте язычок к верхним зубам и выдыхайте воздух)
Ра – ра – ра Рите спать пора
Ро – ро – ро на полу стоит ведро
Ры – ры – ры летают комары
Ри – ри – ри на ветке снегири
Артикуляция звука [р], [р’]
(Поднимите кончик языка к небу и выдыхайте воздух).
Предлагает отправиться в литературную гостиную и познакомиться с казахской народной легендой «Аксак кулан». Объясняет значение слов «легенда», «орда», «кулан», «слуга». Внимательно слушают, запоминают значение слов:
Легенда- устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемые рассказчиком и слушателем как достоверность.
Орда – кочующее племя под правлением хана, султана. Кулан – животное рода лошадей. Обитает в пустынях и полупустынях Азии.
Слуга – человек, находящийся на службе у кого-нибудь, отдающий себя полностью в чье–нибудь распоряжение.
Читает казахскую легенду «Аксак кулан».
Задает вопросы:
-Кто напал на казахскую землю?
-Как звали сына Чингиз-хана?
-Какое любимое занятие было у Джучи?
-Что случилось однажды на охоте?
-Что сказал Чингиз-хан, когда послал слуг на поиски своего сына?
Кто спас слуг?
Как он это сделал?
-О чем рассказала домбра Кетбуги?
- Как поступил Чингиз-хан?
Проводит физминутку
Цель: снятие мышечного напряжения
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка — серый бок!
Я копытцем постучу.
Если хочешь — прокачу!
Посмотри, как я красива.
Хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка — серый бок!
Проводит Д\ игру «Придумай слово на заданный звук»
Цель: закреплять знания детей называя слова на заданный звук.
Предлагает Д\игру «Назови слово»
Цель: закрепить навыки делить слова на слоги
Делят слова на слоги, определяя ударный звук: Кулан, домбра, лошадка, легенда, море
3. Қорытынды/итоговая часть
Предлагает рефлексивный круг: -
с каким произведением познакомились?
-Что нового узнали?
Что было трудным?
Подводят итог, отвечают на вопросы
Просит объяснить смысл пословиц
Пословицы казахского народа Язык острее сабли
Говори редко, но метко
Благодарит детей за работу на занятии.
«Аксак кулан» легенда
.В далекие времена в бескрайних казахских степях жил музыкант по имени Кетбуга. Он сочинял прекрасные мелодии и искусно исполнял их на домбре. Однажды на казахскую землю казахов напало войско Чингиз-хана, превращая в пепел белые города, разоряя аулы, Был у Чингиз-хана сын Жошы, очень похожий на своего отца. Любимым занятием Жошы была охота. В те времена в казахских степях водилось много куланов – диких коней. Быстры как ветер были те куланы. Однажды на охоте Жошы заметил Аксак Кулана (Хромого кулана), рядом с которым пасся маленький куланенок. Увидев добычу, ханский сын погнался за ними. Быстро бежал Аксак Кулан, хотя и был хромым, но куланенок едва поспевал за ним. Прицелился ханский сын и выстрелил в куланенка. Как вихрь налетел Аксак кулан на ханского сына и выбил его из седла. Это была его последняя охота
«Аксак кулан» Долго ждал Чингиз-хан своего сына, но сын не возвращался. Тогда он грозно сказал слугам: «Если кто-нибудь принесет мне плохую весть о сыне, я залью ему в глотку расплавленным свинцом». Слуги хана долго бродили по степи в поисках Жошы. И вдруг увидели его бездыханное тело. Испугалась ханская свита. И тут вдруг они услышали звуки печальной мелодии. Это домбрист Кетбуга оплакивал горькую участь своего народа. Обрадовались ханские слуги? Вот кто спасет нас! И приказали Кетбуге рассказать хану о смерти сына. Ни слова не сказал Кетбуга хану, а только заиграл на домбре. И понял Чингиз-хан музыку домбры, понял, что потерял сына., но музыкант не сказал ни слова! Приказал тогда хан казнить… домбру и залить ее расплавленным свинцом. Заплакал Кетбуга. Жалко было ему расставаться со своей домброй. С тех пор живет в народе эта легенда –о домбре, которая погибла, но спасла своей музыкой жизнь другу кюйше Кетбуге