Конспект занятия по развитию речи с элементами мнемотехники в старшей группе «Добрым быть здорово»
Конспект занятия по развитию речи с элементами мнемотехники в старшей группе «Добрым быть здорово»
Конспект зантия по развитию речи с элементами мнемотехники для детей 5-6 лет (старший возраст). Целью данного занятия является формирование умения составлять мнемотаблицу, развивать связную речь детей с использованием технологии «мнемотехника».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предварительная работа: чтение стихотворений о добре, слушанье песен: «Дружба крепкая», «Если добрый ты», «Что такое доброта», создание стенгазеты «Добро и зло», просмотр мультфильма «Доброе дело», обыгрывание ситуаций, игр.
Используемые методы и приемы: рассматривание, беседа, художественное слово, физкультминутка, артикуляционная гимнастика, подведение итогов.
Демонстрационный материал: аудиозапись песен, мнемотаблица на стихотворение «Добрым быть совсем не просто», игрушка в виде сердца, стенгазета «Добро и зло».
Раздаточный материал: сердечки двух цветов на каждого ребенка, медаль за доброту каждому.
Ход занятия:
Воспитатель:(звучит тихо спокойная музыка)
Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! Солнцу и птицам,
Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Девочки и мальчики, я очень рада видеть, что у вас сегодня хорошее настроение, этому свидетельствует наш уголок настроения. Мы начнем сегодня наш день с того, что скажем, друг другу, добрые слова и передадим добрые чувства. У меня в руках «доброе сердце» я хочу передать его Игнату и пожелать ему всего самого доброго.
Игра «Добрые мысли, добрые чувства»
(дети передают друг другу игрушку в виде сердца с добрыми пожеланиями»)
Воспитатель: Ребята, расскажите мне, что вы чувствовали, когда передавали друг другу добрые мысли и чувства? (ответы детей – было приятно, весело, стало очень хорошо, я почувствовал добро, мне понравилось, было интересно так играть).
Беседа о доброте.
Воспитатель: Ребята, а что такое «доброта», как вы думаете? (ответы детей). Конечно, вы все правы. Доброта — это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Доброта – это солнце. Добрый человек любит людей, природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают как солнце.
- Ребятки, подумайте и скажите, о ком или о чём можно сказать «добрый»? (ответы детей – вечер, путь, человек, поступок и т.д.).
- «Добрый человек», значит он ещё какой? (ответы детей - внимательный, отзывчивый, заботливый, щедрый).
- Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у неё запах, вкус? (ответы детей).
- Быть может её можно увидеть? А в чём её можно увидеть? (ответы детей – в поступках, в делах, в действиях человека).
- Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки? (ответы детей с опорой на стенгазету).
- Доброта – это улыбка, доброта – это здоровье, доброта – это смех и ласковое слово, что согревает нашу душу.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение о доброте
(воспитатель выразительно читает стихотворение)
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети!
Воспитатель: Ребята, перед вами на столах лежат карточки-картинки. Давайте рассмотрим, что на них изображено (дети обсуждают).
Наша задача с вами будет составить мнемотаблицу для стихотворения о дружбе. Дети составляют мнемотаблицу с опорой на текст (воспитатель читает ещё раз стихотворение).
- Молодцы, ребята! У всех получилось. А теперь давайте попробуем по нашей мнемотаблице прочитать стихотворение.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы добрые слова? Предлагаю поиграть. Я начну, а вы закончите.
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (Спасибо)!
- Зеленеет старый пень, когда услышит… (Добрый день)!
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(Спасибо)!
- Вежливые и добрые мальчики и девочки говорят, при встрече…
(Здравствуйте)!
- Когда бранят нас за шалости, говорим мы… (Простите, пожалуйста)!
- И в России, в Украине, в Дании, на прощанье, говорят… (До свидания)!
- Если друг попал в беду… (помоги ему).
-Решай спор словами, а не …(кулаками).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Знаете все вежливые слова.
Воспитатель: А сейчас мы немного поиграем. Вы любите сказки? (ответы детей).
- В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать добрый он или злой. Если злой, вы закрывайте лицо ладошками, а если добрый - радостно хлопаете.
(Лиса в сказке «Заюшкина избушка», золотая рыбка, Дюймовочка, Красная шапочка, Волк в сказке «Красная шапочка», Баба Яга в сказке «Гуси-лебеди», Золушка, мачеха в сказке «Золушка», Мальвина, Аленушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Колдунья, Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк).
Воспитатель: Ребята, а каким лучше быть добрым или злым? Почему?
А сейчас присядьте за столы поиграем в игру «Хорошо, плохо». (В руках у детей два сердечка красного и черного цвета, воспитатель называет слово, ребенок поднимает сердечко).
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы на лесной полянке, теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на поляне в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны.
Упражнение «Ловля бабочек»
А теперь открывайте глаза и давайте превратимся в кошечек и поиграем с бабочками, попробуем их поймать. Кошечки, какие добрые или злые?
А сейчас поиграют с бабочками львы, тоже будут их ловить. Какие они?
А теперь возьмите воображаемые сочки и превратитесь в ребят, ловите скорее бабочек, пока они не улетели. Что вы почувствовали? Какие вы были? Почему?
Ребята, ну вот мы поймали бабочек, что теперь мы будем делать с ними? Почему? Правильно, давайте их отпустим, пусть живут.