Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Весна"»
ХОД НОД:
Дети входят в группу и встают в круг в центре группы (возле столов).
В: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)
А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
(воспитатель с детьми)
Воспитатель и дети:
Здравствуй, красно солнышко!
Здравствуй, ветерок,
Солнечные зайчики,
Быстрый ручеек!
Здравствуй, ранняя трава,
Здравствуй, свежая листва!
Здравствуйте, ребята!
Всех приветствуем сейчас,
Очень рады видеть Вас!
Поднимают руки к солнышку.
Качают над головой руками.
На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук.
На уровне груди движения кистями вправо-влево.
Показывают ладошки на уровне груди.
Трут ладонями друг о друга.
Слова произносит воспитатель.
В: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает конверт.)
Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)
«Собирайтесь в лес скорее,
В необычный турпоход.
Ждут вас тайны там лесные,
Вдаль дорожка поведет…
Лесные жители.»
Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.
Мы пойдем не за грибами,
Не за цветами,
А за лесными чудесами!
Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.
А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)
В: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко,
Попадёшь тогда ты в лес,
Полный тайны и чудес!
Дуют в ладошки.
Кружатся.
Закрывают глаза ладонями.
Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту..
Звучит звукозапись «Голоса леса»
В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стульчики.)
На мольберте вывешена картина «Грачи прилетели». Вторая картина («Ранняя весна») находится за первой картиной, дети ее не видят.
В: Присаживайтесь, ребята.
Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Грачи прилетели»).
Какое время года изображено на картине?
Дети: Весна.
В: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Как светит солнце весной?
2. Что происходит со снегом весной?
3. Когда снег растаял, что появляется?
5. Кто прилетает из теплых краев?
6. Что происходит с лесными жителями?
7. Что вырастает из-под снега?
В: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче. (Воспитатель выставляет на мольберт 2-ю картину («Ранняя весна»).
В: А как же дальше просыпается природа?
Дети: Снег совсем растаял; на деревьях и кустарниках появляются почки; цветут цветы; появляется травка; появляются насекомые; у птиц появились птенцы; звери просыпаются после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые, у зверей появляются детеныши.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Снег еще лежит?
2. Что происходит с деревьями?
3. Что происходит с цветами?
4. Что происходит с травой?
5. Кто появляется у птиц?
6. Что происходит с дикими животными?
Речевая игра «Скажи наоборот»
(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).
В: Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.
Это значит, что …
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой холодно, а весной… (тёпло).
- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
В: Молодцы ребята, правильно ответили.
В: Лена, расскажи, пожалуйста, стихотворение о весне.
Ребенок:
Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла весна.
В: Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март, апрель, май.
В: Какие же вы молодцы, все вы знаете.
Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».
В: Ребята, что вы услышали? (ответы детей)
В: Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.
Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.
Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"
В: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.
Загадки
1.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица – …
(Грач).
4.
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…
(Скворец)
2.
Я проворна, легкокрылая,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(Ласточка)
5.
Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив ...
(Снегирь)
3.
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
В: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?
Дети: Снегирь.
В: Объясните почему. (Ответы детей.)
В: Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?