Оборудование: схемы для пересказа, интерактивная доска.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.
- Ребята, а вы знаете, какие звери живут в лесу?
- А как называются эти звери?
2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа.
- У меня есть сундучок, он не простой, в нём лежит большая открытка. А вы знаете, почему она так называется? (Если её открыть, то появится картинка или рисунок)
- Хотите узнать, кто изображён на нашей? Тогда попробуйте отгадать.
- Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластёнами их зовут, потому что они любят кушать мёд.
- Догадались, что это за звери? Давайте проверим. (педагог достаёт открытку и вешает на доску)
- Ребята, а вы знаете почему этих животных так называют? (потому что они ведают (знают), где есть мёд)
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
- Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется он «Купание медвежат».
Чтение текста.
Из леса вышли большая медведица и два весёлых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускалаего, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу.
4. Словарная работа.
- О ком этот рассказ?
- Вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (это значит взять за воротник)
- А почему так делают животные? (чтобы успокоить детёнышей)
- А кто сможет показать слово «удирать»? (быстрый бег)
- Покажите на себе «мама надавала шлепков» (шлепок – удар плошмя чем – нибудь мягким, не больно, любя)
- Медведица окунала медвежонка или просто держала?
- А что значит «окунать»? Как можно сказать по другому? (погружать, опускать)
- Медведица купает медвежонка, заботится о нём, значит она какая мама? (заботливая)
- Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (любящая, внимательная)
5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.
- Кто вышел из леса? (Из леса вышла медведица с медвежатами.)
- Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)
- Как медведица купала медвежонка? (окунала)
- Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок убежал.)
- Чего надавала мама медвежонку? (Мама надавала медвежонку шлепков.)
- Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)
6. Физминутка.
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И в развалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
7.Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слуховой памяти.
- Я вам прочитаю рассказ, вы слушайте внимательно, потом мы будем пересказывать. А помогут мне в этом схемы (во время чтения педагог выставляет схемы).
8.Пересказ рассказа по графическим схемам (индивидуально или по цепочке).
- Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста (что сначала было, что потом…)
- Кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ?
9. Итог занятия.
- С каким рассказом мы сегодня познакомились?
- Кто его написал?
- Какие новые слова вы сегодня узнали?
- Чей рассказ вам понравился больше всего? (дети могут подарить свои фишки тому, чей рассказ был лучше)
- Вы все такие молодцы, и мне кажется, в нашем сундучке ещё что-то лежит (педагог открывает сундучок и достаёт угощение).