3.Оқыту- обучающая: Познакомить детей с характерными признаками осени. Научить находить признаки осени на картине. Научить дифференцировать красный, желтый цвета. Научить устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: здоровьесберегающая, личностно – ориентированная, игровая
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: фланелеграф,
картинки с признаками осени, сюжетные картинки для составления рассказов, мяч, осенние листья
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
- Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.» (отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)
2. Негізі бөлімі/основная часть
1.Беседа
- Ребята, о каком времени года здесь говорится?
- А как вы догадались?
- А кто еще знает признаки наступления осени?
- А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
- листья осенью (что делают?)
-дождь осенью (что делает?)
-урожай осенью (что делают?)
- птицы осенью(что делают?)
-деревья осенью(что делают?)
-звери осенью (что делают?)
2.Пальчиковая гимнастика “Осенний букет”.
- Ребята, давайте соберём осенний букет. Хором. Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
-Молодцы ребята!
Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.
Звучит музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает разноцветные листья возле доски. Мальчик убегает.
- Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)
- Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.
(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Желтеют - перекрашиваться в жёлтый цвет
Листопад -биологический процесс сбрасывания листвы растениями. В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней
3. Словарная работа: желтеют, листопад (индивидуальное и групповое проговаривание)
3. Қорытынды/итоговая часть
Анализ работы организованной учебной деятельности.
О каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?