Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения. Развивать чувство красоты предмета, его узоров. Пополнить словарный запас детей. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Приобщение детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана; Формирование художественно-практических умений и навыков; Развитие чувства композиции, творческих способностей детей; Развивать желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую.
Задача: Углубленное знакомство детей с балхарской глиняной керамикой;
Роспись глиняного кувшина;
Вид занятия: декоративное рисование.
Предварительная работа:
беседа
Рисование элементов узоров балхарской росписи.
Посещение Музея детского сада.
Отгадывание загадок.
Знакомство с дагестанскими народными промыслами.
Лепка глиняного кувшина.
Фоновое покрытие (коричневый цвет)
Оборудование:
Образцы балхарской росписи (таблицы); образцы глиняных игрушек, посуды (тарелок, кувшинов); репродукция глиняной посуды. Национальный костюм для бабушки Патимат (лакский).
Дагестанская музыка на народных инструментах.
Расставлены столики в два ряда, стулья по бокам и один впереди по центру, руль для водителя.
I. Организационный момент:
Музыка №1 вход
Педагог: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Ассаламуалейкум!
II. Вводная часть
Педагог: Молоды. Мы с вами поздоровались так как принято у нас на родине.
«-Что такое Родина? _ у мамы я спросила.
_ Ты сама подумай, - мама говорила.
Ну, а я, подумав, решила так, друзья,
Родина, конечно, прежде всего-Я,
Мамочка и папочка, ну и братик мой,
И подружки милые, что ходят в сад со мной.
И березки стройные, что под окном растут.
Взрослые и дети, что рядышком живут.
Девочка Настя Боголюбская именно так представляют Родину. А что для вас Родина
Дети:
-Родина-это моя семья.
-Родина-это место, где родился, живёшь.
-Это наш дом, планета наша.
- Это родной город.
Педагог: совершенно верно. А как называется город, в котором мы с вами живем?
Дети: город Каспийск.
Педагог: А как называется республика в которой находится наш город?
Дети: Республика Дагестан
Педагог: Молодцы. Ребята, с какими видами народных промыслов мы уже с вами знакомились?
Слайд № 1,2,3,4
(На интерактивной доске слайд – заставка четырех промыслов)
Дети: - Кубачинское мастерство, Унцукульская резьба по дереву, Табасаранские ковры, Балхарская посуда и игрушки.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с народным промыслом – Балхарской керамикой. Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в высокогорное селение Балхар. Согласны?
Дети: Да
Педагог: Тогда прошу займите свои места в нашем автобусе, сядьте поудобнее, дорога в горы будет долгой и утомительной. (Дети занимают свои места в автобусе. Музыка №2 Звучит мелодия песни «Мы едем, едем, едем, в далекие края»
Педагог: Вот мы и прибыли в селение Балхар. Ребята, а вот и тетушка Патимат нас встречает. Давайте выйдя из автобуса поздороваемся с тетушкой. (дети выходят из автобуса и здороваются с тетушкой)
Тетушка Патимат: - Салам Алейкум (Дети: Ваалейкум Ассалам), ребята – гости мои дорогие! Как я рада, что вы приехали (обнимает гостей).
Слайд №5 Взгляните на мое удивительное селение. Балхар, является центром народной художественной керамики. А вы, ребята, хотите узнать легенду про то, как в селе Балхар начали заниматься керамикой.
Дети: Да!
Тетушка Патимат: тогда присаживайтесь поудобней и слушайте. Жил-был в ауле человек по имени Калкучи. Он был беден, но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. И задумался Калкучи, как из бедности выйти и других сельчан вывести. «Глина! - вспомнил он. - Вот что нам даст хлеб». В детстве он часто бегал на озеро с глинистыми берегами и лепил там игрушки: домашних животных (Слайд №6). Только на этом озере была жирная, как масло, и вязкая, как воск, глина. Сделал Калкучи круг-«журлак» из ствола орехового дерева (Слайд № 7), натаскал глины с озера и начал лепить горшки «кунта» для пищи (Слайд №8) и кувшины «урша» для воды (Слайд №9). Обжег в печи, нагрузил на ишака и повез в дальние аулы. Назад вернулся Калкучи с мешком зерна и сушеной бараньей тушей - так ему за посуду заплатили. Вот с этого все и началось. Садятся балхарки перед восходом солнца за круг и говорят: «Спасибо тебе Калкучи, ты научил нас добывать хлеб». Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров.
Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину. Посуда окрашена в два цвета - один цвет фон, а другой узор.
Педагог: Тетушка Патимат, мы слышали, от ваших соседей, что к вам в селение едут иностранные гости.
Тетушка Патимат: Да, действительно к нам в село Балхар едут иностранные гости. Они хотят узнать, чем славится наше селение, увидеть нашу посуду, предметы быта, игрушки, которые изготавливают наши мастерицы. И я хотела бы подарить гостям на память балхарские сувениры – кувшины. Но вот беда, пошел дождь и смыл все узоры на кувшинах, но времени очень мало осталось, и я не успеваю их раскрасить. Раньше я сама с этой работой справлялась, а сейчас мне нужна ваша помощь. Я слышала вы в детском саду справляетесь с росписью посуды в балхарском стиле. Вы мне поможете?
Дети: Да
Педагог: Тетушка Патимат, наши ребята многое знают про балхарский промысел. Ребята, как называется краска для росписи балхарских изделий?
Коля: Ангоб.
Педагог: а мы, вместо ангоба будем работать с белой гуашью! Какие предметы быта изготавливают в Балхаре?
Педагог: Какие узоры используются в балхарской росписи?
Дети: Зигзаги, волнистая линия, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза. (Дети называют линию и рисуют маркером на доске, сказав, что она обозначает)
Педагог: Прежде чем, начать расписывать кувшин, я предлагаю немного отдохнуть, дорога была долгая и вы немного устали.
Музыка №3
V. Физминутка.
Педагог читает «Дагестанскую сказку», дети имитируют происходящие в сказке события пальчиками. (На мотив лезгинки)
В Дагестане есть гора
Очень-очень высока
Под горой течет река
И бурлива, и шумна…
Мы по мостику пройдем-
Речку эту перейдем.
VI. Самостоятельная работа:
Тетушка Патимат: Прошу вас, проходите в мою мастерскую!
(Тетушка Патимат показывает посуду из глины – дети рассматривают) Посмотрите, ребята, какой узор на моих кувшинах, я использовала волнистые линии, зигзаги, штрихи, точки, кружочки, звездочки, завитки, листики, изогнутые стебельки.
Педагог: Ребята, занимайте свои рабочие места!
(Дети садятся на свои рабочие места, одев фартуки).
Педагог: Ребята, напоминаю, что роспись начинается с центра. Край кувшина – различные мотивы ленточного орнамента.
(показываю детям ход работы)
Музыка №4
Дети работают самостоятельно, под тихо играющую музыку.
Дети рисуют по коричневому фону кувшина белой гуашью балхарский узор с моей подсказкой.
Педагог: Напоминаю, что роспись кувшина начинается с центра, а край кувшина обычно заполняется различными мотивами ленточного орнамента.
(По ходу занятия, подбадриваю детей, оказываю индивидуальную помощь затрудняющимся, тетушка работает вместе с детьми за столом)
VII. Выставка работ детей.
Дети становятся в один ряд с кувшинами в руках. Тетушка Патимат хвалит детей.
Тетушка Патимат: Спасибо, ребята, за помощь! Вы мне очень помогли! Красивые кувшины у вас получились! А в знак благодарности я приготовила вам угощения. До свидания, ребята, приезжайте еще в гости к нам! (Прощается с детьми, провожая их, уходит)
Педагог: Ребята, нам пора обратно возвращаться в наш детский сад. Садимся обратно в наш автобус (дети садятся снова в автобус и прощаются с тетушкой, помахав ей рукой из автобуса Музыка №2)
IX. Итог занятия:
Педагог: Вот мы и приехали в наш детский сад.
- В каком селе мы побывали?
- Для чего мы ездили в село Балхар?
- Чем славится село Балхар?
- что больше всего вам понравилось в нашем путешествии?
- с какими трудностями вы столкнулись?
(Дети обобщают знания, полученные на занятии)
Педагог: Всем большое спасибо, вы были все молодцы. Сейчас предлагаю попрощаться с гостями и вернуться в группу лакомиться угощениями.