Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему "Первый снег"»
Цель: Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира
и характерным особенностям зимы. Создание зимнего пейзажа.
Задачи: Активизировать интерес к изобразительному искусству, побуждать к эмоциональному восприятию произведений художников. Формировать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;
Развивать художественный вкус, пространственное мышление, индивидуальные творческие способности, фантазию, общую и мелкую моторику кистей рук. Формировать умение самостоятельно находить решение творческих задач, отвечающих выбранной технике;
Средствами музыки и изобразительной деятельности создавать у детей радостное настроение, воспитывать любовь к природе, изобразительному искусству.
Методические приемы:вводная беседа, вопросы, указания, наглядные – использование ИКТ, игровая ситуация; музыкальное и литературное сопровождение, анализ.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная , изобразительная , продуктивная
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК , презентация репродукции картин с изображением зимы ,мольберт для фронтального показа. «Классическая музыка»
Для детей: альбомный лист А4 синего цвета с изображением дерева и елки, белая гуашь, изображение солнышка и снежинки, разноцветные карточки теплых и холодных тонов ; вода, тряпочка; зубная щётка; поролон, ватные палочки.
Предварительная работа: наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок. Чтение стихов про зиму, беседы по теме; рассматривание иллюстраций в книгах.
Форма обучения: групповая.
Ход НОД;
1.Организационный момент.
П.: Давайте поздороваемся друг с другом, поприветствуем наших гостей. Здравствуйте. Сегодня у нас необычный творческий день, возьмитесь за руки. И все вместе повторим такие слова «У нас сегодня все получится.»
(Посадить детей в круг)
Д.: Ребята, подскажите мне, какое сейчас у нас время года?
Д: Осень
П.: Правильно, как называется последний период осени? (поздняя осень.) А на улице лежит снег. Может все- таки уже пришла зима? Конечно, одной из примет поздней осени является появление снега.
Вы хотите послушать, как красиво описала первый осенний снег в своем стихотворении Ирины Мельничук, послушайте.
Первый снег (видео падающего снега, звучит спокойная мелодия)
На деревья, на аллеи Снег летит муки белее, Легкий-легкий, чистый-чистый, Мягкий, хрупкий и пушистый. Снег в руке сжимаем, И снежиночки кидаем. Первый снег – светлый снег, Как же радует он всех.
Каким видит снег поэт? Кто запомнил слова, которые прозвучали в стихотворении.
2.Основной этап занятия:
П.: Догадайтесь, где можно увидеть снег, который не будет таять; лужок, на котором никогда не завянут трава и цветы; осенние деревья, с ветвей которых никогда не облетают листья; вечернюю зарю, что не погаснет много, много лет?
Д.: На картинах художников! (Правильно на картинах художников.)
П.: Как называются картины, на которых изображена природа? ( пейзаж).А художника, который создает такие картины называют -…( пейзажист) Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника. Они изображают то, что они видят в реальной жизни, то, что затронуло их душу. Мы рассмотрим картины известных художников, которые изображали заснеженные дома, леса, поля.
(Слайд№1)
Перед вами картина: Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло-коричневых домов . И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. А почему, как вы думаете? Уж очень ей нравится падающий снег. Как вы думаете, запахи увидеть можно? На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть каким цветом.
Что за птица на картине? Как вы думаете, зачем ее написал художник?
Д.: Рядом с ней снег становится ещё белей.
П.: Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу – словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.
Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!
Давайте посмотрим зимние пейзажи других художников пейзажистов.
(Слайд№2)
П:Каждый художник по своему видит природу. Картина другого известного художника Ивана Ивановича Шишкина тоже называется «Первый снег ». Здесь мы видим другую картину. Опишите, что вы чувствуете , глядя на нее? Грустно, печально, скучно. Мне тоже кажется, что природа как-то непривычно изображена– холодно, невзрачно. Все серое и неуютное.
Сколько здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны.
Справа берёзка в шубе стоит, Руки отводят в указанную сторону .
Слева ёлка на нас глядит. Смотрят влево
Снежинки в небе кружатся, Отводят руку и прослеживают
И на землю красиво ложатся Кружась, приседают.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал. Прыжки.
Лишь медведь в берлоге спит, Имитируют сон.
Так всю зиму он проспит. Разводят руки в стороны.
Пролетают снегири, Имитируют полёт птиц.
Как красивы они! Садятся на свои места.
П.: Мы увидели с вами три картины. Скажите, что используют художники , чтобы передать настроение?. Конечно краски, цвет , их сочетания . Давайте поиграем в игру «Тёплые и холодные цвета». У меня на столе лежат солнышко и снежинка. Ваша задача взять цветную карточку, называть цвет ,и определить какого она цвета- тёплого или холодного и положить в 2 ряда. Один возле солнышка, другой возле снежинки.
П.: А как вы думаете, снег мы рисуем холодным или тёплым цветом?
Д.: Холодным
П.: Правильно холодным!
П.: Природу любят изображать не только художники-пейзажисты, но и композиторы. Они описывают природу при помощи музыки. Какой будет музыка, если день тихий, медленно падает снег?
П.:- А какой она будет, если на дворе метель, пурга, буря?
Д.: громкая, быстрая, взрывная.
П.:- Давайте послушаем музыку А. Вивальди «Времена года» и попробуем догадаться, какую погоду изобразил композитор.
- Мы услышали первую зимнюю метель, вьюгу. По одной только музыке мы догадались о том, что хотел изобразить композитор. Это потому, что он вложил в нее свои чувства. Создавать музыку, как и любое другое произведение невозможно без чувств.
П.: Я приглашаю вас, ребята, и наших гостей пройти в художественную мастерскую. Где каждый попробует ненадолго стать художником - пейзажистом.
Чтобы подготовить наши пальчики к рисованию, выполним пальчиковую гимнастику, сидя на стульях.
Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)
Ребята, мы сегодня попытаемся передать характер, настроение зимы, нарисовав картину, которую можно называть так же «Первый снег». Или вы предложите другое название? Фон и деревья у нас уже готовы, мы их нарисовали заранее, осталось нарисовать снег. Так как мы рисуем зимний пейзаж ,что мы должны отобразить ? (сугробы и снег на деревьях.) Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, некоторые из вас добавили в фон немного тёплых тонов, как будто морозный день и заходит солнце.
Обратите внимание на столы. Кроме кисточек у вас лежат поролоновые губки, ватные палочки, зубные щетки, смятая бумага и краска. Это все можно использовать для создания своей картины. Ватными палочками красиво получается изобразить падающий снег, а зубная щетка сделает воздушными облака, поролон сделает плотными сугробы под деревьями.
Я предлагаю написать картины не только детям, но и взрослым.
Практическая работа.
В течение практической работы допускается индивидуальная помощь.
Дети рисуют снег (Музыкальное сопровождение)
П.: Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж. И сейчас мы постараемся вложить чувства и передать легкость, воздушность и настроение, которое у нас вызывает первый снег. Работу будем выполнять кусочками поролона и белой гуашью. Такой вид работы называется МОНОТИПИЯ – отпечаток, нанесенный одним цветом. Для вас он не новый, поэтому набираем краску и накладываем отпечаток. Чем сильнее нажим, тем белее и плотнее снег.
Рефлексия
Какие художники пейзажисты вам запомнились?
Какого цвета снег вы видели на картинах?
Какая из картин затронула вас больше всего, разбудила в вас особенные чувства?
Понравилось ли вам быть художниками и почему?
По очереди подходим ко мне с рисунком и выбираем себе снежинку
1. Белая – Я старался и у меня все получилось.
2. Голубая – Я старался, но что- то не удалось…..
3. Синий – У меня не все получилось , но в следующий раз все получится.
П: У вас получилось создать картины. Мы вместе произнесем слова» У нас все получилось»
Воспитанники самостоятельно располагают работы на доске.
Заключение и домашнее задание.
- Давайте еще раз вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня нарисовали. Я думаю, что за такую, замечательную работу похвалить можно всех ребят. Наше занятие проходит накануне праздника «День матери», я думаю, ваши мамы будут рады такому подарку.