Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по теме: "Добродетели: честность и правдивость"»
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие,
-социально-коммуникативное развитие,
- речевое развитие,
- физическое развитие.
Цели:
Образовательная: дать детям представления о честности и правдивости; упражнять в умении рассуждать, анализировать поступки героев произведений.
Развивающая: развивать у детей стремление к осмыслению себя и своих поступков; способствовать развитию связной речи.
Воспитывающая: воспитывать у детей духовно-нравственные качества: честность и правдивость.
Материалы для занятия: стихотворение Т. Дубовской «Не хочу я маме врать»,корейская народная сказка «Честный мальчик», цветные конверты с пословицами, дерево из картона, листочки для дерева, клей.
Предварительная работа: работа с пословицами и поговорками по теме занятия, беседы о честности и правдивости.
- Ребята, наверное, у каждого из вас был в жизни такой случай, когда вы что-то хотели скрыть от мамы, родителей, а они потом узнавали об этом? Вспомните и расскажите о таком случае.
(Ответы детей)
- Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим?
(Ответы детей)
- Сегодня мы поговорим о честности и правдивости.
2. Основная часть занятия.
- Ребята, сейчас я прочитаю корейскую народную сказку «Честный мальчик».
Честный мальчик
Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал те дрова на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверюшек, мальчик взял свой топор и отправился за дровами. Шёл он, шёл и пришёл к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, — подумал мальчик. — Из него много дров получится». Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.
Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем он теперь дрова рубить будет?
Вдруг загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький.
-О чём ты, мальчик, плачешь? - спрашивает.
Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:
-Не горюй, мальчик, найду я топор твой.
Сказал он так и под водой скрылся. Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.
-Этот ли топор твой? — спрашивает.
Замахал мальчик руками:
-Что ты, дедушка, не мой это топор!
Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.
-На, бери свой топор, - говорит.
А мальчик ему и отвечает:
-Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.
И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.
-Вот мой топор, дедушка, - говорит.
А старик усмехнулся ласково и сказал:
-Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке - они дорого стоят, - и пусть твоя мать не работает больше на чужих людей.
Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошёл. С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.
- Ребята, что можно узнать из заглавия сказки?
(Ответы детей)
- Кого называют честным?
(Ответы детей)
- Почему старичок из озера решил испытать мальчика на честность?
(Ответы детей)
- Как отнесся старичок к тому, что мальчик не взял золотой и серебряный топоры?
(Ответы детей)
- Что значит: не позарился на серебро да золото?
(Ответы детей)
- Что бы произошло, если мальчик сказал старичку, что золотой и серебряный топоры принадлежат ему?
(Ответы детей)
- Почему старичок отдал все три топора мальчику?
(Ответы детей)
- Ребята, были в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?
(Ответы детей)
- В жизни лучше всегда говорить правду и поступать честно. Тогда тебя будут считать честным и правдивым человеком. Мир держится на справедливости и правде.
- Ребята, как вы думаете, что же такое честность и правдивость?
(Ответы детей)
- Честность – это верность принятым обязательствам, убежденность в правоте дела.
Правдивость – это соответствие высказываний, слов говорящего его мыслям и убеждениям; это склонность человека сообщать достоверную информацию.
- А теперь немного отдохнем.
Физминутка
Звериная зарядка
Раз - присядка,
(присесть)
Два - прыжок.
(подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться,
(потянуться)
Обязательно зевнуть,
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть.
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут,
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут.
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы,
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте.
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
- Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в парах. У меня есть цветные конверты. В конвертах находится по одной пословице. Каждая пара выбирает себе любой конверт и после обсуждения объясняет смысл пословицы.
Пословицы:
- Гол, да не вор, беден, да честен.
- Доброе дело без награды не останется.
- Честность всего дороже.
- Где правда, там и счастье.
- Раз солгал – навек лгуном стал.
- Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
- Тот достоин наград, кто трудится рад.
- Лучше бедность да честность, чем богатство да стыд.
- Честный спит крепче.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
(Дети высказываются о смысле пословиц. Воспитатель, если нужно, им помогает)
- Молодцы ребята, хорошо справились с заданием!
(Воспитатель раздает каждому ребенку по листочку от дерева)
- Посмотрите это – дерево честности (воспитатель показывает на прикрепленное к доске дерево из картона). У вас в руках по листочку от этого дерева. Сейчас каждый из вас расскажет о каком-то своем честном поступке, а затем приклеит листок к дереву. А начнем с меня.
- Со мной произошел такой случай: я была в магазине, рассчитывалась на кассе, и кассир дал мне сдачу намного больше, чем я изначально дала ему. Я заметила это и вернула лишние деньги. Теперь я приклею свой листочек к дереву.
(Дети делятся своими историями и прикрепляют листики к дереву)
- Какое замечательное дерево у нас получилось!
- Ребята, а всегда ли вам легко совершать честные поступки, быть правдивыми?
(Ответы детей)
- Когда вы сомневаетесь в правильности своего поступка, вспомните про наше дерево, и оно поможет вам сделать нужный выбор.
3. Заключительная часть.
- Ребята, подвести итог нашему занятию я предлагаю следующим образом: я буду говорить начало предложения, а вы его заканчивать.