Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Разнообразные свойства воды"»
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Разнообразные свойства воды»
Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах
воды.
«Познавательное развитие»
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;
-закреплять знание детей о свойствах и круговороте воды в природе.
«Социально-коммуникативное развитие»
- закреплять правила безопасности при проведении опытов.
«Речевое развитие»
-развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;
- обогащать словарный запас детей (гейзеры);
-воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;
-развивать самостоятельность у детей в процессе опытов;
Материалы и оборудование:
пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, песком, тарелочки пластиковые, ложечки, камешки, термос с теплой водой, трубочки.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды.
Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
Чтение сказки «Путешествие Капельки».
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).
Знакомство с круговоротом воды в природе.
Ход НОД:
Организационный момент.
Стук в дверь, почтальон приносит письмо.
Воспитатель читает письмо:
" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся».
-Ребята, а что вы знаете о воде?
(Показ слайдов)
Вода - уникальное вещество нашей планеты.
Безбрежная ширь океана…
И тихая заводь пруда, струя водопада,
И брызги фонтана, и все это - только вода.
Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,
снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.
В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.
И кажется сказкой это…
А, в сущности – только вода.
Жизнь без воды невозможна!
I часть: Вводная.
Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?
Дети - Да.
Воспитатель – А как?
Дети - Проведем опыты с водой, выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.
Воспитатель - Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, оформить книжечку и отправить Незнайке.
Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?
Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.
Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?
Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию.Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Одевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:
Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.
-Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
-Нужно слушаться воспитателя.
-Внимательно следить за результатом опыта.
-Закончив наблюдение, сделать вывод.
Опыт 1.Вода бесцветная.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?
Дети – Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?
Дети – Лист белого цвета.
Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?
Дети - Молоко имеет белый цвет.
Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети – Нет.
Воспитатель - Молоко, лист белой бумаги?
Дети – Да.
(подводим детей к правильному ответу– какой цвет у воды?)
Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?
Дети – Вода без цвета.
Воспитатель - Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод?
Дети – Вода - бесцветная.
Первое свойство – вода без цвета (схема).
Опыт2. Вода прозрачная.
Воспитатель - Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или камешки, или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
Дети – В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.
Воспитатель – Какой делаем вывод?
Дети - Вода – прозрачная.
Второе свойство – вода прозрачная (схема).
Опыт 3. Вода меняет цвет.
Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?
Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.
Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?
Дети – Вода изменила свой цвет.
Воспитатель - Какой вывод из этого следует?
Дети -Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
Третье свойство – вода меняет цвет (схема).
Опыт 4.Вода без вкуса.
Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.
Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?
В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду)
Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)
Дети - Вода безвкусная.
Воспитатель – Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у воды?
Дети – Сладкий, соленый.
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Четвертое свойство – воде можно придать вкус (схема).
Опыт 4.Вода без запаха.
Цель. Выяснить, имеет ли запах вода.
Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?
Дети – Вода ничем не пахнет.
Воспитатель – Правильно, вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.
- Добавляю в стаканчики (из предыдущего опыта) с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?
Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?
Итак, что мы узнали о воде?(ответы детей)
Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.
Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Пятое свойство– воде можно придать запах (картинка).
Физминутка.
Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте)
Мы зонты свои раскрыли. (руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)
Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».
Воспитатель - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?
Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? (добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось).
Дети – В воде сахарный песок растворился.
Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок?
Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?
Дети – Песок не растворяется, вода становится мутной.
Воспитатель - Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Дети – Мука растворяется в воде, вода становиться мутной.
Шестое свойство – вода растворитель (схема).
Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Воспитатель – Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?
Дети – Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?
Вывод: Воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей (схема).
Воспитатель - В реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы вы, ребята, были рыбами, какую воду вы бы выбрали – тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры (показ слайда). От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
Воспитатель - А в каких состояниях встречается вода в природе?
Дети: В жидком, твердом и в газообразном виде.
Воспитатель - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.
(слайд «Круговорот воды в природе»)
Воспитатель - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
Опыт 7 « Облако в банке».
В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка закоптела.
Воспитатель - Во что превратилось наше облако?
Дети – Облако превратилось в дождь (Схема).
Вывод: Вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление?(круговорот воды в природе).
IIIчасть. Подведение итога.
-Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке эту книжку? Спасибо ребята, вы все большие молодцы!