Конспект занятия "Развитие фонематического слуха у воспитанников группы компенсирующей направленности"
Конспект занятия "Развитие фонематического слуха у воспитанников группы компенсирующей направленности"
Представлены дидактические игры и упражнения для развития фонематического слуха у воспитанников с расстройствами аутистического спектра, посещающих подготовительную группы с исполльзованием авторской методики Л.Нуриевой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Развитие фонематического слуха у воспитанников группы компенсирующей направленности"»
Методика Л.Нуриевой- авторская методика, позволяющая развивать как импрессивную (внутреннюю), так и экспрессивную (внешнюю) речь у детей с расстройствами аутистического спектра. Большое внимание в ней уделяется развитию мотивации к общению. Методика применяется и для развития речи детей с сенсорной и моторной алалией.
Цель использования данной методики в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра- развитие навыка фонематического слуха в процессе целенаправленной деятельности.
Нашу группу компенсирующей направленности посещают 7 детей, 4 из которых имеют диагноз «расстройства аутистического спектра» разной степени выраженности.
Элементы методики Л. Нуриевой в данный момент применяю в работе с тремя из этих четырех детей. Эти детки способны фиксировать внимание на определенное время на наглядном материале. Четвертый ребенок выполняет пока только предметно-практические действия (с помощью взрослого).
Конспект занятия с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности:
Дидактическая игра «Подбери пару».
Ребенок берет маленькую карточку с напечатанным на ней слогом (начинать лучше с открытых слогов), взрослый проговаривает этот слог, ребенок повторяет его и накладывает на большую карточку с таким же слогом.
(Игра строится по типу лото с парными картинками)
Дидактическая игра «Буква идет в гости»
Подбираю пластмассовые буквы (гласные и согласные, которые накладываются поверх написанных букв).
Гласные произносятся вместе с ребенком протяжно, а согласные буквы (пластмассовые) передвигаются к гласным, т.е. «ходят к ним в гости».
Дидактическая игра «Соедини буквы» Составляется слоговых таблиц, где буквы написаны на значительном расстоянии друг от друга (10-15 см)
Между буквами плавно растягивается толстая нитка (резинка). Кончик резинки завязывается в узелок, ребенок берет этот узелок в левую руку, а правой рукой растягивает резинку. В это время взрослый вместе с ребенком длительно произносит согласный звук. Когда ребенок отпускает резинку- произносится гласный звук.
Н--------------------------------О
М--------------------------------О
П---------------------------------У
ННН-О
МММ-О
«На какой звук начинаются эти слова»?
Ребенку предлагаются картинки со знакомыми ему предметами. Ниже разложены карточки с напечатанными буквами. Педагог просит ребенка разложить эти карточки на соответствующие картинки. («На какой звук начинаются эти слова? Слово «шар» начинается на какой звук?»)
Ш У К Б
Ч Ц Ф Д
«Подбор картинок с определенными звуками» (крупно печатаем две выбранные для изучения буквы, например, К,Ш. Устанавливаем их по разным концам стола. Ребенок раскладывает предложенные ему картинки, названия которых начинаются на заданные звуки.
Игра «Поймай букву»
Ребенок с помощью магнита ловит «рыбку», т.е. буквы, а взрослый при этом четко их произносит
Работа по формированию звуко-буквенного анализ конца слова:
На большой карте нарисованы картинки, названия которых заканчиваются на определенный звук.
Рядом с картинкой находится «окошечко» с крупно написанной последней буквой этого слова. Мы выделяем голосом конец слова, ребенок кладет пластмассовую букву на напечатанную в окошечке.
Взрослый четко проговаривает его, выделяя последний звук. Ребенок находит среди нескольких пластмассовых букв нужную и кладет на последнюю букву в слове.
Промежуточные результаты работы по методике Л.Нуриевой:
Из трех детей с признаками РАС у двоих сформирован навык звуко-буквенного анализа начала слова (соотносят картинку и букву, на которую начинается слово, изображенное на картинке)
Двое детей научились соединять согласный и гласный звук в открытом слоге.