Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в средней группе»
«КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ: ЗВУК Ж»:
Цель:
Упражнять детей в правильном произношении звука «Ж»: изолированно, в слогах, в словах.
Развивать фонематический слух: учить слышать звук «Ж» в начале слова, учить различать слова, начинающиеся на звук «Ж»; учить детей ориентироваться не на смысл слова, а на его звучание.
Воспитатель: – Сидел Язычок в домике, слышит: кот-то поёт незнакомую песенку: ж-ж-ж. «Я не умею так петь, - огорчился Язычок – я знаю песенку листьев, гуся, змеи». Я что это за песенка гуся, напомните мне?
Дети: - ш-ш-ш.
Воспитатель: - «Ж-ж-ж» – это песня жука, она поётся также как песня «Ш-ш-ш», но только звонко, с голосом. Песню «Ж-ж-ж» поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Песня поётся уже в горлышке?
- Да.
- А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню гуся. Поёт горлышко?
- Нет.
Воспитатель: - Давайте поучим песню жука. Откройте рот, Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Хорошо, закройте рот. Отдохните немножко. Давайте повторим. Как только язычок спрячется далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь «Ж-ж-ж». Сначала произнесём все вместе: «Ж-ж-ж». Молодцы.
- Ж-ж-ж.
- Молодец.
- Ж-ж-ж.
- Умница.
- Теперь споём все вместе песню маленького жука и большого жука. (маленького- тихо, большого-громко).
Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко».
Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.
Итак, начали:
1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).
2) Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).
3) И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по… (животикам).
4) Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало… (жарко).
5) А рядом бегемотики
Схватились за …(животики).
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель: - Сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Жуки». Давайте представим, что мы с вами жуки, а наш коврик это луг.…
Физкультминутка
На лужайке, по ромашкам Бегают по свободному пространству группы.
Жук летал в цветной рубашке.
-Жу-жу-жу,жу-жу-жу Останавливаются, встают прямо.
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, Выполняют наклоны туловища вправо-влево
Отдохнул и полетел. Бегают и затем садятся на свои места.
Улетели жуки, но оставили свою «песенку» в словах:
(Фланелеграф с картинками, в которых есть звук «ж»).
Жжжук, кружжжок, жжжираф. Послушайте ещё раз, как поёт жук в этих словах, и попробуйте сказать так же как я: жжжук, кружжжок, жжжираф. Произнесём все вместе.
- Жжжук, кружжжок, жжжираф.
- Молодец.
- Жжжук, кружжжок, жжжираф.
- Умница.
- Я много знаю слов в которых есть песенка жука: ножик, кружжжиться, жжжарко. А вы, знаете слова с такой песенкой? (Дети произносят слова с выделением звука «ж», если ребёнок ошибся, то воспитатель медленно произносит слово и предлагает детям послушать есть ли в нём песенка жука).
Воспитатель: - Дети, к нам в гости пришёл мальчик. Давайте дадим ему имя, где живёт звук «Ж»:- Женя.
Выделение звука на слух из ряда звуков.
Игра «Поймай жука».
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука».
-я буду произносить разные звуки, а вы если услышите песенку жука – звук Ж, хлопните в ладоши один раз.
-Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.
-А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.
(Если дети ошибаются, предложить помощь:
Мини-итог: все справились хлопали только на звук Ж.
Закрепление изучаемого звука в словах.
- Однажды Жене приснился сон, что он стал знаменитым дрессировщиком и выступает в цирке с удивительным номером «Говорящий жук». Женя называл слова, а жук их изменял, так, что в каждом его слове был хорошо слышен звук Ж.
-Например, Женя говорил СНЕГ, а, жук СНЕЖЖЖОК.
-Попробуем и мы с вами стать говорящими жуками. Буду называть слова, а вы их изменять. И помните все должны услышать какой звук? Правильно ЖЖЖЖ.
-Ребята отвечать будет только тот, кого я назову.
(флаг - … флаЖок,
друг –….друЖок,
сапог –…сапоЖок,
круг –….круЖок,
утюг –…. утюЖок,
пирог –…. пироЖок).
Мини-итог: умнички, все были внимательны, все изменили слова так, чтобы был слышен звук Ж.
Закрепление изучаемого звука во фразах, чистоговорках.
Воспитатель: - А проснулся Женя от того, что жук пел ему свою песенку:
Жук жужжит: «жу-жу-жу!»
Я живу – не тужу.
Всё над ухом жужжу
И детишек я бужу.
- Давайте и мы с вами выучим эту весёлую песенку.
-Что делает Жук? (жужжит).
-Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)
-Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя)(я живу – не тужу).
- Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.
-Над чем жужжит Жук? (над ухом).
- Кого будит жук? (детишек).
-Послушайте ещё раз внимательно песенку жука и постарайтесь её запомнить.
-Может быть кто-то уже запомнил песенку жука?
Жук жужжит: «жу-жу-жу!»
Я живу – не тужу.
Всё над ухом жужжу
И детишек я бужу.
-А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж.
(повтор хоровой).
Воспитатель: - Дети, а вы знаете чистоговорки? Давайте почитаем их мальчику Жене.
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу, как-то уж пришёл к ежу.
Жи-жи-жи, мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, я с ужатами дружу.
Жа-жа-жа, уж уходит от ежа.
Молодцы, правильно прочитали чистоговорки, голосом старались выделить нужный звук «Ж».
На этом наше занятие закончилось.
Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали, я вами довольна.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?
- Познакомились с новым звуком «Ж»;
- Учились определять этот звук в словах и составляли свои слова со звуком «Ж»;