Демонстрационный материал: сюжетные картинки "Времена года", вспомогательные карточки-подсказки "Признаки зимы", набор цифр (от 1 до 5), Баба-Яга (кукла), интернет-кафе «У Бабуси-Ягуси» (избушка), колокольчик для приветствия.
Раздаточный материал: набор цифр от 1 до 5, карточки-коврики, набор геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник), шаблоны Жар-птицы, цветные карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель.
Ребята, я очень рада видеть вас.
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика.
Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. (Например: Здравствуй, Настенька! И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг)
Отлично! Сегодня к нам пришли гости давайте и с ними поздороваемся.
Как можно поздороваться?
Дети.
Здравствуйте или доброе утро.
Воспитатель. Любите ли вы путешествовать? (да) На каком виде транспорта можно отправиться в путешествие? (ответы детей) А какой вид транспорта ходит по рельсам? (поезд, трамвай)
Я приглашаю вас отправится в путешествие на поезде. Повернитесь налево, положите руки на пояс друг другу. Поехали! (звучит музыка «Поезд»)
1 остановка «Природная»
Игра «По временам года»
Когда лепят снежную бабу?
Когда тает снег?
Когда все купаются и загорают на пляже?
Когда птички улетают в теплые края?
Когда на дворе жарко?
Когда мы украшаем елку?
Когда просыпаются насекомые?
Когда появляются первые цветы?
Когда с деревьев опадают листья?
Воспитатель.
Ребята, а какое сейчас время года? (зима)
Давайте вспомним признаки зимы, а помогут нам карточки-подсказки.
1 карточка
Какое небо зимой? (ясное, хмурое, звездное)
2 карточка
Какое солнце зимой? (яркое, но не греет)
3 карточка
Какие бывают осадки? (часто идет снег, метель, буря)
4 карточка
Какие стоят деревья? (деревья голые, в инеи)
5 карточка
Что зимой происходит с птицами? (они улетели в теплые края, те что остались нуждаются в подкормке)
Молодцы! Вы знаете времена года. Наше путешествие продолжается. И дальше мы отправимся на воздушном транспорте.
Какой воздушный транспорт вы знаете? (самолет, вертолет, ракета, воздушный шар)
Я предлагаю полететь на самолетах, заводим мотор, расправляем крылья…полетели.
2 остановка «Аэропорт математический»
Стоп! Мы приземлились в аэропорту "Математическом". Присаживайтесь на свои места.
Здесь нас встречает Нолик. Он очень любит играть с цифрами. Давайте их, назовем (цифры расставлены в неправильном порядке: 4, 2, 3, 5, 1)
Правильно ли стоят цифры? Давайте составим правильный числовой ряд (один ребенок проговаривает вслух, второй ребенок составляет ряд возле доски).
Д/и "Укрась коврик"
Еще Нолик любит играть с геометрическими фигурами и складывать из них узоры. Предлагает вам поиграть с ним в игру, которая называется "Укрась коврик". Положите перед собой коврики.
Достаньте большую геометрическую фигуру. Как она называется? (круг) Какого он цвета? (белого цвета) Положите круг на середину коврика.
Достаньте и положите над кругом оранжевую геометрическую фигуру. Как она называется? (овал)
Найдите квадрат. Какого он цвета? (зеленый) Положите квадрат под кругом.
Положите справа маленькую геометрическую фигуру. Как она называется? (прямоугольник) Какого он цвета? (синего).
Какая геометрическая фигура осталась в тарелке? (треугольник) Какого он цвета? (желтого цвета)
Молодцы, ребята! А наше путешествие продолжается. Вспомните, какие виды водного транспорта вы знаете? (лодка, паром, пароход)
Мы поплывем на лодках. Отправляемся!
Пальчиковая гимнастика «Лодочка» Две ладошки прижму И по морю поплыву. (ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук) Две ладошки — друзья, Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. (поднять выпрямленные ладони вверх) А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. (имитация движений волн и рыбок)
3 остановка Интернет кафе «У Бабуси-Ягуси» На станции ребят встречает Баба-Яга (кукольный театр). Дети должны угадать отправителей сказочных сообщений.
Баба-Яга.
Здравствуйте, золотенькие. Заходите-заходите, рассаживайтесь поудобнее (дети садятся на подушки, разложенные на полу)
Узнали меня? Как меня зовут?
Дети.
Баба-Яга.
Баба-Яга.
Я тут, ребята, подработать решила и устроилась местным почтальоном. Почту, так сказать, доставляю. Письма приходят на электронный адрес леса, я их распечатываю и получателю передаю. А тут неприятность произошла. Что-то в компе поломалось и теперь непонятно от кого послания пришли. Поможете разобраться?
Дети.
Баба-Яга.
Ну, тогда слушайте внимательно.
“Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
“ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
“Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
“Помогите, наш дом сломал медведь, но сами целы” (звери)
“Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
“Помогите, мой братец превратился в козленочка” (Алёнушка)
“Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
“ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
Баба-Яга.
Ну, молодцы, ребята, помогли мне с работой справиться.
Д\И "Назови детеныша животного"
Гуляла я как то по лесу с Лешим, а на полянке звери ходили со своими детенышами? И вот незадача совсем стара, стала, забыла, как детеныши животных зовутся. Может, и тут поможете касатики. Я буду называть вам маму, а вы назовите ее детеныша.
У волчицы-волчонок
У зайчихи - зайчонок;
У белки - бельчонок;
У медведицы - медвежонок;
У лисицы - лисенок
У ежихи – ежонок
Ох, и умненькие же детки ко мне зашли. Ступайте дальше, золотенькие. До встречи!
Воспитатель.
А какой пассажирский транспорт вы знаете? (автобус, такси). Ну, что поедем на автобусе до следующей остановке.
Музыкальная игра «Автобус»
Приехали остановка «Веселая», выходим из автобуса.
4 остановка "Веселая"
Здесь мы с вами разомнемся .
«Два хлопка над головой
Два хлопка перед собой
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Мы одной рукой помашем.
Правую руку мы покажем
И левую руку мы покажем.
Две руки и две ноги,
Сколько вместе посмотри?» (4)
5 остановка «Юные художник»
Сегодня на крылечке я нашла птичек, но не простых, а жар птиц. Злая снежная Королева заколдовала их от холода у птиц хвостики стали белыми.. Она хочет, чтобы все осталось белым-белым и никто не мог рисовать красками и сделать мир цветным.
Ребята, Давайте распишем перья птицам. Присаживайтесь за столы.
(Дети раскрашивают карандашами перышки)
Итог занятия.
Сегодня мы с вами попутешествовали на разных видах транспорта. Побывали на остановке "Природной", где вспомнили все времена года; в аэропорту "Математическом" нас встретил Нолик, с которым мы поиграли с цифрами и геометрическими фигурами; на остановке "Спортивной" мы немного размялись; в интернет – кафе мы помогли Бабе-Яге вспомнить названия детенышей животных, и разобрать письма сказочных героев, на станции «Юные художники» помогли расколдовать Жар птицу.