Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе на тему: "Звук и буква Ж".»
Конспект занятия в старшей группе
Тема: "Звук и буква Ж"
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный этап.
Дети стоят вокруг педагога.
- Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что выезжаем.
Педагог «звонит» по телефону и имитирует диалог. В конце диалога педагог огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».
-Ребята, в зоопарке случилась беда. Некоторые звери сбежали. Нас попросили помочь. Только этот зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдём к доске. Видите, здесь клетки. Они пустые. Но, кажется, нам оставили какие-то записки.
На доске нарисованы клетки. Логопед читает записку.
- А! Здесь загадки! Я думаю, если вы разгадаете все загадки, звери вернуться. Давайте попробуем.
Загадки:
Ночью ходит, днём он спит, Этот зверь какой-то странный,
Если сердится – ворчит. Шея, как стрела у крана,
Он живёт в лесу дремучем, Чтобы ртом достать до трав,
Сам он круглый и колючий. Вдвое сложиться …(жираф).
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это - … (ёжик).
Они на холоде лежат, Не жужжу, когда сижу,
Но от стужи не дрожат. Не жужжу, когда хожу,
Пусть ветер и вода свежи, Не жужжу, когда тружусь,
Но на пляж идут … (моржи). А жужжу, когда кружусь (жук).
По ходу отгадывания загадок педагог «возвращает» в клетки картинки зверей.
-Все наши звери и насекомые вернулись в зоопарк. Мы помогли им. Кто же живёт в этом зоопарке.
Интонационно педагог выделяет в словах звук Ж.
-Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук Ж пришёл сегодня к нам на занятие. Мы возвращаемся и садимся за свои столики.
Акустико-артикуляционный образ звука.
На доске картинка жука.
- Скажите, кто это? А кто изобразит, как жук жужжит?
Педагог держит в руках картинку с изображением жука.
-Посмотрите, я поймала этого жучка. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, пожужжит соседу на ушко. Как нужно жужжать? Язычок «чашечкой» поднимаем вверх, зубки сближаем, но не закрываем, губки как «трубочка» вытягиваем вперёд и подключаем голос.
Педагог подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук Ж.
- А теперь давайте расскажем об этом звуке.
Дети произносят звук все вместе, затем ребёнок по указанию педагога и слушают.
-Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета. Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук Ж. Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Значит, звук Ж – звонкий (колокольчик на доску). А ещё звук Ж всегда-всегда твёрдый. Итак, звук Ж – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.
Закрепление звука.
-Наш сегодняшний гость звук Ж согласный, значит, он не умеет петь. Из-за этого ему стало очень грустно. Давайте поможем звуку Ж, развеселим его! Для этого познакомим его с гласными звуками. Догадайтесь, какие гласные звуки хотят подружиться со звуком Ж?
Игра «Живые звуки».
Для игры нужно 4 ребёнка. Педагог называет имена детей. Им раздаются картинки – буквы.
-Теперь вы не просто дети, а символы. Какой звук изображает этот символ?
Педагог напоминает детям, что гласные звуки обозначаются красным цветом.
-А Серёжа будет новым звуком. Каким?
Далее педагог называет гласные звуки, а звук Ж становится перед этим гласным.
-Звук Ж встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько у нас звуков в этом слоге? Какой первый? Какой второй?
Образуются слоги ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.
Повторение потешек со солгами.
Жа-жа-жа – есть иголки у е.. (жа).
Жу-жу-жу – дадим яблоко …(ежу).
Же-же-же – расскажу я о … (еже).
Жи-жи-жи – под кустом сидят (ежи).
Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Ж.
Педагог говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.
Эта буква широка,
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж! (С. Маршак)
Физминутка.
Подбери к существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище. – К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана. Я буду говорить: У человека –комар, а вы отвечаете у гнома – комарик, а у великана комарище. Ёж ёжик ежище Медведь медвежонок медвежище Жук жучёк жучище Флаг флажок флажище Снег снежок снежище Сапог сапожок сапожище
Закрепление звука в словах.
-Теперь давайте послушаем и посмотрим, в каких словах спрятался звук Ж.
Педагог выставляет на доску картинки, в названиях которых есть звукЖ: жираф, жук, ёжик, моржи, верблюжонок, медвежонок.
Далее на доску выставляется под каждую картинку слоговая схема.
-Давайте попробуем определить, в каком слоге прячется звук Ж в каждом слове. Подставим кулачок под подбородок и произнесём слово ХИРАФ. Сколько раз толкнули кулачок? В этом слове два слога (демонстрация схемы).
А где мы слышим звук Ж?
Педагог произносит слово, выделяя звук Ж, ставит синюю фишку на схему.
Т.о. разбираются все слова.
Закрепление звука в предложениях.
Педагог читает деформированное предложение, говорит, что по чей-то злой задумке, эти предложения рассыпались.
От, ежонок, мамы, убежал.
Дети восстанавливают предложение и вместе с педагогом считают количество слов. Составляют схему из палочек.
-В каких словах здесь слышится звук Ж?
Страха, мышка, от, задрожала.
Замок, заржавел, железный.
Итог занятия.
-Ребята, звук Ж очень вам благодарен, за то, что вы помогли животным из зоопарка. В их названиях он прятался. Научили звук Ж петь вместе с гласными звуками. И ещё вы собрали рассыпанные предложения с его любимыми словами.
Давайте теперь вспомним и расскажем, какой это звук.
2-3 ребёнка по просьбе педагога или по желанию дают характеристику звуку Ж.
Ритуальное завершение каждого занятия. Эмоционально, вместе:
Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку.
Красиво, чётко, правильно
Я говорить ХОЧУ!
Подбери к существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище. – К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана. Я буду говорить: У человека –комар, а вы отвечаете у гнома – комарик, а у великана комарище. Ёж ёжик ежище Медведь медвежонок медвежище Жук жучёк жучище Флаг флажок флажище Снег снежок снежище Сапог сапожок сапожище
Звуковой анализ слова ЖУК.В слове 1 слог
Первый звук [ж] – согласный, всегда твердый, звонкий звук, обозначаем синим цветом.
Второй звук [у] – гласный звук, обозначаем красным цветом.
Третий звук [к] – согласный, твердый, глухой звук, обозначаем синим цветом.
Ребята, сейчас поочередно я вас называю, и тот, кто назовет слово ласково может тихонечко взять свой стульчик и сесть за стол:
У Жени живёт собака Жучка. Однажды Женя пошёл в лес собирать жёлуди и взял с собой Жучку. Пока Женя собирал жёлуди Жучка гонялась за жуком. Вдруг Женя услышал лай. Он подбежал к Жучке и увидел ежа с ежатами. Женя отозвал Жучку, а ёж и ежата убежали под ёлку.
Дружные животные
Летом Маша приехала к бабушке и дедушке в деревню. У них много домашних животных. Кот Пушок живёт в доме. Пушок ловит мышей. В конюшне живёт лошадка Рыжуха. У Рыжухи маленький жеребёнок Рыжик. В коровнике живёт корова Милашка. У Милашки маленький телёнок Гаврюша. Животные живут дружно.
Вопросы и задания:
- К кому приехала Маша летом?
- Где живёт кот Пушок?
- Кто живёт в конюшне?
- У кого маленький жеребёнок?
- Кто живёт в коровнике?
- Как живут животные?Перескажи рассказ сам.
Заветное желание
Было у Жени одно заветное желание. Хотел Женя быть железнодорожником, регулировать движение поездов, как папа.
В день рождения родители подарили Жене железную дорогу. Женя был рад подарку. Сбылось его заветное желание!
Вопросы и задания:
- Какое желание было у Жени?
- Кем хотел быть Женя?
- Что хотел делать Женя?
- На кого хотел быть похожим Женя?
- Что подарили Жене родители в день
рождения?
- Как сбылось заветное желание Жени?Перескажи рассказ сам.
Сыроежка
Выросла в лесу красивая сыроежка: ножка белая, а шляпка красная. Всякий увидит - и сразу съест. Решила сыроежка спрятать свою красивую шляпку под сухими листьями. Вот теперь сыроежку нелегко отыскать, надо ворошить сухие листья и траву.
Вопросы и задания:
- Какая сыроежка выросла в лесу?
- Какая у сыроежки шляпка, какая ножка?
- Почему сыроежка решила спрятать свою
красивую шляпку?
- Легко ли отыскать сыроежку под
листьями?Перескажи рассказ сам.
Подушка
Даша вышивает подушку. Она вышила шёлком кошку и мышку. Мышка убегает, а кошка догоняет мышку. Вот и готова подушка. Не догонит кошка мышку!
Вопросы и задания:
- Кто вышивает подушку?
- Что вышила Даша на подушке?
- От кого убегает мышка?
- Кого догоняет кошка?
- Кто кого не догонит?Перескажи рассказ сам.
Кошкина каша
Маша кушала пшенную кашу. Тут в кашу упала мошка. Маша отдала кашу кошке. Кошка довольная, а Маша голодная.
Вопросы и задания:
- Что кушала Маша?
- Что упало в кашу?- Кому отдала Маша кашу?- Кто довольный, а кто голодный?Перескажи рассказ сам
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(255) "Конспект занятия по основам грамоты и письма "Звуки Б и Бь, буква Б. Рисование по клеткам" с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича. "
["seo_title"] => string(148) "konspiekt-zaniatiia-po-osnovam-ghramoty-i-pis-ma-zvuki-b-i-b-bukva-b-risovaniie-po-klietkam-s-ispol-zovaniiem-razvivaiushchikh-ighr-v-v-voskobovicha"
["file_id"] => string(6) "205919"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1430056431"
}
}