Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "История электрической лампочки"»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.
Тема: История электрической лампочки.
Цель: Познакомить детей с историей электрической лампочки.
Образовательная задача: Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем осветительных приборов, процессом их преобразования человеком. Закрепить правила безопасного использования электроприборов.
Воспит-ль: Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться в интересное путешествие? Куда? Чтобы узнать это, нужно отгадать следующие загадки:
Дом - стеклянный пузырек, а живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжётся…
***
Висит груша - нельзя скушать…
***
Чудеса на потолке - повисло солнце на шнурке…
***
Висит без дела днем, а ночью освещает дом…
Воспит-ль: Молодцы! Правильно отгадали все загадки. Ответ один и тот же - электрическая лампочка. Значит, мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки.
Организационно-поисковый этап.
Воспит-ль: Что за предметы на столе?
Что общего у этих предметов?
Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет. Но сначала скажите, всегда ли была электрическая лампочка? Конечно, нет. Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры? Верно, они разжигали очаг, и от него становилось светлее. А как вы думаете, нашим далеким предкам не страшно было ходить по улице ночью? Почему?
Что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
Они появились гораздо позже. А до них люди использовали факелы. Факел - это короткая палка с намотанной на нее просмоленной паклей. С факелами ходили по улице, их укрепляли также на стене, и тогда они освещали помещение. Затем люди стали использовать лучину. Что это такое? Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Что бы ни случился пожар, под лучину ставили корыто с водой, угольки падали и затухали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Как вы думаете, такое освещение удобно?
Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения - свечу. Ее делали из пчелиного воска, бараньего сала.
(Показывает свечу, обращает внимание детей на то, что внутри нее есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу)
Как вы думаете, чем неудобна свеча?
Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. (Показывает детям картинку).
Удобной ли была керосиновая лампа? Почему? Действительно, керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь.
Прошло много лет. Люди искали все новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников: люстры, бра, настольные лампы, торшеры. И совсем недавно появились энергосберегающие лампочки. Они помогают нам экономить электроэнергию. Совсем скоро они заменят обычные лампы.
Рефлексивно-корригирующий этап.
Итог занятия:
Воспит-ль: Ребята, куда мы сегодня с вами путешествовали? О чем узнали? Вам было интересно?
С электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам!