Занятие «Мельница полна водой, а человек едой». «Кто сколько ждёт, тот столько живёт».
Мини беседы об истории происхождения продуктов.
Д/игры об истории происхождения продуктов.
Совместная работа на мини-кухне: приготовление простых блюд с использованием технологических карт.
Рассматривание разных видов удобрений (навоз, зола, мочевина, калийные, азотные удобрения).
Опыт «Наблюдение за ростом лука репки» (в 1 баночке добавлено удобрение, во 2 – не добавлено). Ведение календаря наблюдения за ростом пера. Итоговая часть по проведению опыта на данном занятии.
Ход занятия:
(организация детей: сидя за круглым столом)
Воспитатель: Ребята, сегодня в нашем клубе «Знатоков ЗОЖ» гости. Познакомьтесь, Валентина Павловна – врач-диетолог и Вера Александровна – шеф-повар, главный повар нашего детского сада. Наши гости расскажут нам много нового и очень интересного о правильном питании.
Воспитатель: Ребята, почему наш клуб мы назвали «Знатоки ЗОЖ»?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Потому, что на наших занятиях мы узнаем, как быть здоровым. Вот и сегодня тема нашей беседы «Как питаться, чтобы быть здоровым».
Скажите, зачем человек употребляет пищевые продукты?
(ответы детей)
Чем питается человек?
(ответы детей)
Воспитатель: Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья, неправильное питание приводит к болезням. Давайте послушаем, что об этом нам скажет Валентина Павловна.
Врач: Для хорошего здоровья человеку нужны разнообразные продукты: мёд, греча, геркулес, изюм, масло (раскладывает иллюстрации с изображениями продуктов на первый поднос) они дают организму энергию (силу), чтобы человек двигался, не уставал, хорошо думал.
Воспитатель: Чтобы лучше запомнить какие продукты дают много силы, повторим их названия (проговаривание хором).
Врач (продолжает выкладывать поочерёдно карточки с продуктами, побуждая детей к совместному проговариванию их названий): А молоко, творог, рыба, мясо, яйцо, орехи – помогут строить организм и сделать его более сильным, (карточки располагает на 2 подносе).
Врач: Овощи и фрукты содержат много витаминов, которые помогают организму расти, развиваться, бороться с болезнями
Воспитатель: Выберите карточки с овощами и фруктами и положите на 3 поднос.
(дети выбирают и кладут на 3 поднос)
Воспитатель: ребята, почему же про овощи и фрукты говорят «Кладовая здоровья?» Какие еще поговорки и пословицы знаете о пользе овощей и фруктов?
«Зелень на столе – здоровье на 100 лет»,
«Овощи и фрукты – вот полезные продукты»,
«Что летом родится – зимой пригодится».
Врач: Не самые полезные продукты – это сладости.
(выкладывает на 4 поднос иллюстрации с изображением шоколада, конфет, торта, пирожные)
«Сладостей 1000 – а здоровье одно», поэтому сладкое можно есть в небольших количествах.
Воспитатель: Наши ребята знают, как правильно есть сладкое, чтобы они не принесли вреда организму.
(вспоминают известные им правила: не есть сладкое перед обедом, полоскать рот после сладостей)
Врач: Не зря вас называют знатоки. А знаете, чтобы быть здоровыми, нельзя употреблять в пищу много жирных продуктов, таких как мясо свинины, копченые колбасы, окорочка, сало, а также очень острую и соленую пищу: маринады, соленую рыбу, горький перец, аджику, кетчуп «Чили» - они вредны для работы сердца и печени.
(выкладывает их на 5 поднос)
Повар (приглашает детей к отдельному столу): Ребята, а вы сможете определить какие из продуктов (показывает на подносе небольшие кусочки разных продуктов: хлеб, яблоко, колбаса, сало, пирожное, морковь, капуста) считаются жирными?
(дети высказывают предположения)
Повар: Чтобы определить жирные продукты, проведем опыт, для этого нужно положить кусочки продуктов срезанной частью на лист бумаги (дети раскладывают). Через 10-15 минут мы определим жирные продукты.
Воспитатель: А вам, уважаемые знатоки, я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Прежде чем за стол вам сесть, знатоки посоветуют что съесть» (по возможности игру сныть на видеокамеру, съемку вечером показать родителям). Вы по очереди выберете карточки с самыми полезными на ваш взгляд продуктами и объясните, почему вы советуете, их чаще есть.
Я начинаю: «Советую вам, чаще есть рыбу, потому что она полезна для роста организма». Продолжайте …
Если дети затрудняются, использовать ключевые фразы (подсказки):
Выбери продуты, дающие энергию, чтобы бегать, прыгать, не уставать.
Продукты необходимы для роста организма.
Выбери витаминные продукты, которые помогают расти и бороться с болезнями.
Воспитатель: Молодцы! Выбрали только полезные продукты.
Повар: Пора посмотреть результаты нашего опыта (дети подходят к столу). Поднимите кусочки продуктов, что видите? Как вы думаете, что за след остался на бумаге?
(предположения, рассуждения детей)
Повар (обобщение ответов детей): от жирных продуктов на бумаге остается жирное пятно.
Воспитатель: Чтобы лучше запомнить, что жирные продукты не самые полезные для питания человека, принесите карточки с изображением жирных продуктов и назовите их.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, могут ли овощи навредить здоровью?
(ответы детей)
Давайте спросим, как считает Валентина Павловна.
Врач: Прежде чем я отвечу на ваш вопрос, расскажите, как выращивали лук, почему в одном стакане лук вырос больше, чем в другом.
(рассказы детей по календарю наблюдений за ростом лука)
Врач: Удобрение, которое вы добавили для роста лука, нужны растению, но если не соблюдать нормы подкормки тогда лишнее удобрение сохранится в растении и образует вредные вещества, которые называется нитратами. Вот и ответ на ваш вопрос. Овощи, в которых содержатся нитраты, могут навредить здоровью, у человека заболит живот, поднимется температура. Нитраты невидимы. Их может распознать только специальный прибор, но, к сожалению, не в каждом доме он есть.
Повар: У нас в детском саду его тоже нет. Но я вас научу, что надо делать, чтобы нитраты не попали вместе с овощами в наш организм и не принесли вреда.
(дети переходят к импровизированной мини-кухне)
Повар: В луковице нитраты находятся в донышке, там, где корешки, поэтому донце у лука надо срезать (показ). В капусте нитраты находятся в зеленых листьях и кочерыжке (показ капусты в разрезе). Чтобы обезвредить нитраты, капусту перед употреблением замачивают в теплой подсоленной воде. Подготовьте сами нужный раствор и замочите капусту (действия детей). В огурце нитраты скапливаются в кожуре, перед едой его лучше очистить от кожуры (показ). А у морковки и свеклы надо не жалея отрезать верхнюю часть плода (показ). В петрушке, укропе, салате содержится много нитратов. Зелень надо выставить на солнце на 2-3 часа и солнечные лучи обезвредят их, и в обед вы без опасения можете, есть витаминную зелень.
Воспитатель: Большое спасибо, Вера Александровна! А вы ребята, запомнили, как обезвредить нитраты? Ну, тогда, я предлагаю решить вам задачки. Посмотрите внимательно и скажите, какие ошибки допустил повар, как готовил салат, какие части у овоща он забыл отрезать или может быть, забыл уничтожить нитраты другим способом.
(Дети работают по подгруппах с технологическими картами по приготовлению овощных салатов: I вариант – капуста, лук, огурец, укроп; IIвариант – капуста, морковь, салат; III вариант – свекла, петрушка, капуста. При помощи ножниц дети срезают те части моделей овощей, где могут скапливаться нитраты, или на модели солнца и теплой подсоленной воды накладывают нужные карточки-овощи)
Повар: Справились с задачами, помогли повару. А я приглашаю вас, дорогие знатоки и ваших родителей, на выставку-дегустацию, где вы попробуете разные полезные блюда из овощей и фруктов.
Врач: А я подарю вам чемоданчик с играми, которые помогут вам еще лучше запомнить полезные для здоровья человека продукты.
Воспитатель: Ну а мы ребята поблагодарим наших гостей за интересное общение и пригласим на выставку, которую мы подготовили вместе с нашими родителями-садоводами. Там вы увидите диковинки с огорода. До