kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Знакомство со старинной посудой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В занятии раскрыта последовательность ознакомления дошкольников с предметами старины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Знакомство со старинной посудой"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №7 «Умка»


















Конспект непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей средней группы

«Знакомство со старинной посудой»








Разработала: Ференец

Татьяна Рифовна,

воспитатель













г. Верхний Уфалей,

2017 г

Программное содержание

Образовательные задачи: знакомить детей с бытом и жизнью людей в старину, дать знания о старинной посуде. Расширять знания детей по теме: «Посуда». Закрепить знания частей предмета и их назначение. Активизировать мыслительную деятельность детей, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации. Расширять словарный запас детей. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Развивающие задачи: развивать внимание, память, восприятие, речь.

Воспитывающие задачи: прививать интерес к русской истории и культуре. Воспитывать любовь к русским традициям, желание помочь.


Словарная работа: чугунок, самовар, ухват, железный, деревянный, чугунный, блестящий, глиняный, расписные, лучина.


Предварительная работа: рассказывание русских народных сказок «Три медведя», «Маша и медведь», «Жихарка», «Гуси-лебеди»; чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»; рассматривание иллюстраций о жизни людей в старину; организация в группе мини-музея старинных вещей; познавательные занятия «Изба», «Мебель вчера и сегодня».


Оборудование и материалы: макет русской печи, предметы мини-музея – ухват, чугунок, самовар, деревянные ложки, глиняный и деревянный горшки, сосновые шишки, лучина, разрезные картинки с изображением чайника.


Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».


Ход занятия


Занятие проходит в мини-музее старинных вещей, оформленном в группе силами воспитателя и родителей воспитанников.

В группу заходит плачущая Федора.


Федора: Ох, и бедная же баба я. И плачу, и плачу одна. Села бы я за стол, да стол за ворота ушёл, сварила бы щи да в чём? Пойди теперь, поищи. И чашки ушли, и стаканы. Остались одни тараканы. Ой, горе мне Федоре, горе.


Воспитатель: Здравствуйте, уважаемая Федора. Неужели от вас опять убежала посуда?


Федора: Да, сбежала. Долго я искала её, волшебный клубок привёл меня в вашу группу. Не видели ли вы мою посуду? Помогите мне найти, пожалуйста. Хоть и старинная она у меня посуда, но мне без неё не обойтись.


Дети говорят, что у них в группе появился уголок старинных вещей.

Подводят Федору к нему.


Федора: Ой, так вот же она. Как я рада, что нашлась потеря. А в благодарность за это я вам сейчас расскажу интересную историю про вещи и предметы далёкой старины, когда ещё на свете не было ни автомобилей, ни электрических лампочек.


Федора: Ребята, назовите, что у меня на столе? (Ответы детей, если затрудняются, Федора помогает.)


Федора: Как это можно назвать одним словом?


Федора: Правильно. Как вы думаете, в каком из этих предметов хозяйки варили суп, кашу? Покажите его и назовите. (Если дети затрудняются, Ф. называет)


Федора: Чугунок. Рассмотрите его, потрогайте. Какой чугунок? Да, чугунок холодный, гладкий, тяжёлый, тёмный. Что у него есть? (Ответы детей.). Скажите, из какого материала он сделан? (Из железа.) Значит, он какой … железный. Ребята, это особое железо. Оно очень толстое, прочное, его называют чугун. Поэтому и назвали чугунком. Повторите. Да, он железный, а это хорошо? (Прочный, не сломается, не сгорит в печи.)


Федора: Но то, что он железный – плохо, почему? (Тяжёлый, может нагреться и обжечь.)


Федора: А если бы его сделали из дерева, то он стал бы каким? (Деревянным.) Деревянный чугунок – это хорошо. Почему? (Он тёплый, не обожжёшься.)


Федора: Но деревянный чугунок – это и плохо. Почему? (Ответы детей.)


Федора: А если глиняный? Это было бы хорошо? (Ответы детей.) Да, он лёгкий, не сгорит в печи, красивый. Но глиняный горшок – это и плохо. Почему? (Ответы детей.)


Федора: Всё-таки, ребята, хорошо, что чугунок железный. Хоть он и тяжёлый, но его можно поставить в печь, не боясь, что он сломается, сгорит. В нём можно варить. А чтобы не обжечься о горячий чугунок, в старину умельцы придумали для хозяек помощника. А поможет вам найти его среди предметов мини-музея такая загадка:

Кто в избе рогат? (Ухват.).

Скажем все вместе: ухват.

С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Рассмотрите его, из чего сделан ухват, какой он? (Ответы детей.) Сделан просто – длинная деревянная ручка, на её конце прикреплены железные рожки или рогатка округлой формы, с её помощью можно обхватить чугунок или горшок за бока. Почему ручка сделана из дерева, а рожки из железа? (Ответы детей.) А теперь попробуйте сами поставить горшок с помощью ухвата.


Федора предлагает детям потренироваться: вытащить горшок из печи с помощью ухвата.


Что используют ваши мамы сегодня для приготовления супа, каши? (Кастрюлю.) Какое интересное слово – кастрюля. Сравните чугунок и кастрюлю. А она похожа на чугунок? (Ответы детей.) А чем различаются? (Ответы детей.)


Федора: Ну, вот хозяйка сварила суп или кашу. В старину чугунок с едой ставили на середину стола, за которым сидела вся семья. А чем же ели? (Ложкой.)


Федора: Правильно. Какая ложка? Рассмотрите, потрогайте её. (Деревянная, лёгкая, гладкая, расписная.) Почему ложку сделали из дерева, а не из железа? (Ответы детей.)


Федора: Верно. Ложки вырезали из липы, так как в те далёкие времена это был самый доступный материал. Они были лёгкие, не нагревались от горячей пищи. Носили ложки в специальном мешочке у пояса или клали в сапог. По этому поводу народ придумал поговорку: «Запасливый гость без ложки не ходит». Потом народные умельцы стали ложки расписывать и раскрашивать.

Физминутка

«Посуда»

Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных


Вот большой стеклянный

чайник,

(Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)

Очень важный, как

начальник.


Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

(Присели, одна рука на поясе.)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

(Кружатся, рисуя кругами круг.)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Потянулись, руки сомкнули над головой.)

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

(Легли на ковер, вытянулись.)

Н. Нищева

Федора: Какие вы, ребята, весёлые да задорные. Теперь хочу вам рассказать про моего самого любимого и дорогого… Ой, я лучше загадку про него загадаю:

Стоит толстячок, блестит бочок,

Шипит, кипит, всем чай пить велит.

Что это, догадались? Правильно, самовар.


В старину особой гордостью у людей был самовар. Первые самовары были изготовлены на Урале, где мы с вами живём. Что есть у самовара? (Крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки.) Какой самовар? (Большой, блестящий, железный, тяжёлый.) Давайте заглянем внутрь самовара. (Ф. поднимает крышку, показывает ёмкость для воды, трубу.) Вот сюда наливали воду. В трубу засыпали сухие сосновые шишки или угольки. Положите шишки. На улице их поджигали лучиной и раздували огонь сапогом. Вода в самоваре закипала и долго оставалась горячей. Поэтому хозяйки могли лишний раз не растапливать печь и экономить дрова. Наверху самовара, вот здесь, устанавливали маленький чайник для заварки. Вместо заварки использовали травы, которые хранили в деревянной посуде. (Достаёт, показывает.) Понюхайте, какие они душистые, напоминают нам о лете, солнце.


Воспитатель: Ой, Федора, а чайничек сломался. Ребята, поможем? Вот вам разрезные картинки, соберите из частей заварочный чайник.


Дети проходят к большому столу, на котором лежит для каждого набор картинок из частей. Дошкольники складывают изображение, показывают воспитателю и Федоре, рассказывают об узоре на чайниках. Федора радуется и благодарит ребят.


Федора: Спасибо вам, ребята, за то, что сохранили мою посуду. Обещаю точно вам: больше посуду не обижать, буду-буду я посуду и любить, и уважать. Вечером милости прошу ко мне в гости, пить чай из самовара, с баранками да вареньем.


Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что мы делали на занятии? Что вам было легко, а что трудно?
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Ференец Татьяна Рифовна

Дата: 29.11.2017

Номер свидетельства: 441383

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Развитие познавательного интереса дошкольника к родному краю"
    ["seo_title"] => string(67) "razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-doshkol-nika-k-rodnomu-kraiu"
    ["file_id"] => string(6) "304343"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457703196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства