Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Знакомство со старинной посудой"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №7 «Умка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей средней группы
«Знакомство со старинной посудой»
Разработала: Ференец
Татьяна Рифовна,
воспитатель
г. Верхний Уфалей,
2017 г
Программное содержание
Образовательные задачи: знакомить детей с бытом и жизнью людей в старину, дать знания о старинной посуде. Расширять знания детей по теме: «Посуда». Закрепить знания частей предмета и их назначение. Активизировать мыслительную деятельность детей, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации. Расширять словарный запас детей. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Предварительная работа: рассказывание русских народных сказок «Три медведя», «Маша и медведь», «Жихарка», «Гуси-лебеди»; чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»; рассматривание иллюстраций о жизни людей в старину; организация в группе мини-музея старинных вещей; познавательные занятия «Изба», «Мебель вчера и сегодня».
Оборудование и материалы: макет русской печи, предметы мини-музея – ухват, чугунок, самовар, деревянные ложки, глиняный и деревянный горшки, сосновые шишки, лучина, разрезные картинки с изображением чайника.
Занятие проходит в мини-музее старинных вещей, оформленном в группе силами воспитателя и родителей воспитанников.
В группу заходит плачущая Федора.
Федора: Ох, и бедная же баба я. И плачу, и плачу одна. Села бы я за стол, да стол за ворота ушёл, сварила бы щи да в чём? Пойди теперь, поищи. И чашки ушли, и стаканы. Остались одни тараканы. Ой, горе мне Федоре, горе.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемая Федора. Неужели от вас опять убежала посуда?
Федора: Да, сбежала. Долго я искала её, волшебный клубок привёл меня в вашу группу. Не видели ли вы мою посуду? Помогите мне найти, пожалуйста. Хоть и старинная она у меня посуда, но мне без неё не обойтись.
Дети говорят, что у них в группе появился уголок старинных вещей.
Подводят Федору к нему.
Федора: Ой, так вот же она. Как я рада, что нашлась потеря. А в благодарность за это я вам сейчас расскажу интересную историю про вещи и предметы далёкой старины, когда ещё на свете не было ни автомобилей, ни электрических лампочек.
Федора: Ребята, назовите, что у меня на столе? (Ответы детей, если затрудняются, Федора помогает.)
Федора: Как это можно назвать одним словом?
Федора: Правильно. Как вы думаете, в каком из этих предметов хозяйки варили суп, кашу? Покажите его и назовите. (Если дети затрудняются, Ф. называет)
Федора: Чугунок. Рассмотрите его, потрогайте. Какой чугунок? Да, чугунок холодный, гладкий, тяжёлый, тёмный. Что у него есть? (Ответы детей.). Скажите, из какого материала он сделан? (Из железа.) Значит, он какой … железный. Ребята, это особое железо. Оно очень толстое, прочное, его называют чугун. Поэтому и назвали чугунком. Повторите. Да, он железный, а это хорошо? (Прочный, не сломается, не сгорит в печи.)
Федора: Но то, что он железный – плохо, почему? (Тяжёлый, может нагреться и обжечь.)
Федора: А если бы его сделали из дерева, то он стал бы каким? (Деревянным.) Деревянный чугунок – это хорошо. Почему? (Он тёплый, не обожжёшься.)
Федора: Но деревянный чугунок – это и плохо. Почему? (Ответы детей.)
Федора: А если глиняный? Это было бы хорошо? (Ответы детей.) Да, он лёгкий, не сгорит в печи, красивый. Но глиняный горшок – это и плохо. Почему? (Ответы детей.)
Федора: Всё-таки, ребята, хорошо, что чугунок железный. Хоть он и тяжёлый, но его можно поставить в печь, не боясь, что он сломается, сгорит. В нём можно варить. А чтобы не обжечься о горячий чугунок, в старину умельцы придумали для хозяек помощника. А поможет вам найти его среди предметов мини-музея такая загадка:
Кто в избе рогат? (Ухват.).
Скажем все вместе: ухват.
С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Рассмотрите его, из чего сделан ухват, какой он? (Ответы детей.) Сделан просто – длинная деревянная ручка, на её конце прикреплены железные рожки или рогатка округлой формы, с её помощью можно обхватить чугунок или горшок за бока. Почему ручка сделана из дерева, а рожки из железа? (Ответы детей.) А теперь попробуйте сами поставить горшок с помощью ухвата.
Федора предлагает детям потренироваться: вытащить горшок из печи с помощью ухвата.
Что используют ваши мамы сегодня для приготовления супа, каши? (Кастрюлю.) Какое интересное слово – кастрюля. Сравните чугунок и кастрюлю. А она похожа на чугунок? (Ответы детей.) А чем различаются? (Ответы детей.)
Федора: Ну, вот хозяйка сварила суп или кашу. В старину чугунок с едой ставили на середину стола, за которым сидела вся семья. А чем же ели? (Ложкой.)
Федора: Правильно. Какая ложка? Рассмотрите, потрогайте её. (Деревянная, лёгкая, гладкая, расписная.) Почему ложку сделали из дерева, а не из железа? (Ответы детей.)
Федора: Верно. Ложки вырезали из липы, так как в те далёкие времена это был самый доступный материал. Они были лёгкие, не нагревались от горячей пищи. Носили ложки в специальном мешочке у пояса или клали в сапог. По этому поводу народ придумал поговорку: «Запасливый гость без ложки не ходит». Потом народные умельцы стали ложки расписывать и раскрашивать.
Физминутка
«Посуда»
Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных
Вот большой стеклянный
чайник,
(Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)
Очень важный, как
начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
(Присели, одна рука на поясе.)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
(Кружатся, рисуя кругами круг.)
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(Потянулись, руки сомкнули над головой.)
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
(Легли на ковер, вытянулись.)
Н. Нищева
Федора: Какие вы, ребята, весёлые да задорные. Теперь хочу вам рассказать про моего самого любимого и дорогого… Ой, я лучше загадку про него загадаю:
Стоит толстячок, блестит бочок,
Шипит, кипит, всем чай пить велит.
Что это, догадались? Правильно, самовар.
В старину особой гордостью у людей был самовар. Первые самовары были изготовлены на Урале, где мы с вами живём. Что есть у самовара? (Крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки.) Какой самовар? (Большой, блестящий, железный, тяжёлый.) Давайте заглянем внутрь самовара. (Ф. поднимает крышку, показывает ёмкость для воды, трубу.) Вот сюда наливали воду. В трубу засыпали сухие сосновые шишки или угольки. Положите шишки. На улице их поджигали лучиной и раздували огонь сапогом. Вода в самоваре закипала и долго оставалась горячей. Поэтому хозяйки могли лишний раз не растапливать печь и экономить дрова. Наверху самовара, вот здесь, устанавливали маленький чайник для заварки. Вместо заварки использовали травы, которые хранили в деревянной посуде. (Достаёт, показывает.) Понюхайте, какие они душистые, напоминают нам о лете, солнце.
Воспитатель: Ой, Федора, а чайничек сломался. Ребята, поможем? Вот вам разрезные картинки, соберите из частей заварочный чайник.
Дети проходят к большому столу, на котором лежит для каждого набор картинок из частей. Дошкольники складывают изображение, показывают воспитателю и Федоре, рассказывают об узоре на чайниках. Федора радуется и благодарит ребят.
Федора: Спасибо вам, ребята, за то, что сохранили мою посуду. Обещаю точно вам: больше посуду не обижать, буду-буду я посуду и любить, и уважать. Вечером милости прошу ко мне в гости, пить чай из самовара, с баранками да вареньем.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что мы делали на занятии? Что вам было легко, а что трудно?