Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по РЭМП тема «Ломаная линия, многоугольник»»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по РЭМП тема «Ломаная линия, многоугольник»
Цель: Познакомить с понятием «ломаная линия», «многоугольник».
Образовательные задачи: Дать представление об многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника; познакомить с элементами многоугольника.
Развивающие задачи: Развитие общей и мелкой моторики, слухового внимания и памяти, мышления, речи.
Воспитательные задачи: Формирование умения внимательно слушать друг друга, не перебивая других, воспитывать уважение к слушателю.
Предварительная работа:Игровая деятельность детей с настольно-печатными играми по формированию математических представлений: «Собери квадрат», «Собери предмет из геометрических фигур», «Геометрический конструктор», «Разложи по форме», «Круги и овалы (сложи фигуру)», «Собери рисунок (из палочек Кюизенера)».
Материалы: счетные палочки, рисунки ломаной, прямой и кривой линий (замкнутых и незамкнутых), фигур, ограниченных ломаными линиями, цветные карандаши, листки бумаги, линейка, многоугольники.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее. Скажите, а вы любите сказки? (Ответы детей). Тогда слушайте. Я хочу вам рассказать сегодня старую сказку на новый лад. Называется сказка «Колобок». Ну, что вы готовы слушать?
2. Актуализация знаний детей.
- Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: -Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила. Колобок лежал, лежал и стало ему скучно и решил он навестить своего друга – Лесного Колобка. Покатился Колобок с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Долго ли коротко ли, прикатился Колобок к своему другу, смотрит и видит, что –то не так с его другом. Неужели заболел Лесной Колобок? Ребята, а как вы думаете, кто может помочь больному? (Ответы детей). Правильно, врач. Нужно срочно вызывать скорую медицинскую помощь. А нужно вам сказать, что к домику Лесного Колобка вели две дороги (демонстрация 2 рисунков: прямая и ломаная линии). И поехала скорая помощь по первой дороге (ломаная линия). Как вы думаете, сможет врач быстро добраться по этой дороге? (Ответы детей). А почему? В чем тут затруднение? (Ответы детей). А если машина скорой помощи поедет по второй дороге? (прямая линия). Сможет она доехать быстро до домика Лесного Колобка? (Ответы детей). А почему? Чем это задание похоже на предыдущее? (Ответы детей). Какую линию вам напоминает вторая дорога? (Прямую). А на что похожа первая? (Ответы детей….ломаная).
- Об этом мы с вами сегодня и поговорим.
3.Восприятие и усвоение нового материала.
- Скажите, из чего состоит ломаная линия (из отрезков). Попробуйте посчитать, сколько отрезков составляют нашу ломаную линию? (Ответы детей).
а) Сравнение линий. У меня есть еще линии. Посмотрите на них внимательно. Что общего и что различного в линиях? (Это незамкнутые линии, но первая – прямая, вторая – кривая, третья - ломаная). Попробуйте выложить и нарисовать прямую, кривую и ломаную линии.
- Сколько отрезков составляют нашу ломаную линию? (Ответы детей).
б) Сравнение ломаных линий. Как их можно назвать? (Ёлочка и пила: замкнутая и незамкнутая линии). Покажите концы у замкнутой ломаной линии, у незамкнутой (у замкнутой нет концов, а у незамкнутой их два).
в) Знакомство с понятием «многоугольник». Нарисуйте замкнутую ломаную линию их трёх отрезков. Что это? (Треугольник). Закрасьте область внутри треугольника синим цветом. Теперь нарисуйте замкнутую ломаную линию из четырёх отрезков. «Сколько это – угольник?» (4). Почему? (У него четыре угла). А как можно назвать одним словом эти фигуры? (рисунки пятиугольника, шестиугольника, семиугольника). (Дети считают отрезки и предлагают свои варианты. Воспитатель подводит их к названиям).
- А догадайтесь, как все эти фигуры назвать одним словом? (Многоугольники).
4. Динамическая пауза.
Дети берутся за верёвочку двумя руками и образуют круг:
Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг,
Ты - мой друг, и я - твой друг, самый верный друг…
После этого воспитатель даёт задание: Превратите круг в треугольник. Почему его так назвали? (Три угла, три отрезка). Теперь превратите его в четырёхугольник. Что означает слово четырёхугольник? (Ответы детей).
5. Рефлексивно – корригирующий этап.
- А что же с нашим Лесным Колобком? Хотите узнать? (Ответы детей). Тогда предлагаю всем вам стать врачами. Итак, приехал врач и стал внимательно рассматривать Лесного Колобка (Дети – врачи рассматривают Лесного Колобка - шестиугольник). Что есть у Лесного Колобка? (Шесть отрезков, шесть углов). На какую фигуру похож наш друг? (На многоугольник). Оказывается, Лесной Колобок не заболел, а просто изменил свою форму. Обрадовались друзья, что здоровы, и стали весело играть.
- Давайте и мы вместе поиграем в игру «На что это похоже?»
На свете всё на всё похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъёмный,
Кот полосатый – на пижаму,
Ты - на меня, а я – на маму.
6. Заключительный этап.
- С какими линиями вы сегодня познакомились? Найдите их в окружающей обстановке. Молодцы! Почему они так называются? Из чего состоят? (Ответы детей).