В процессе своей деятельности ребенок познает окружающий его мир и такая деятельность, как познавательно-исследовательская, позволяет дошкольнику не только узнать новое, но и удовлетворить свою любознательность.
При проведении интегрированных образовательных мероприятий с детьми седьмого года жизни я использую экспериментирование, как основной вид деятельности в познании окружающего мира, так как он равноценно влияет на развитие личности дошкольника, также как и игра.
Именно наличие этих двух видов детской деятельности благоприятно влияет на развитие дошкольника, так как в игре и познавательно-исследовательской деятельности дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности природных явлений. Экспериментальная работа в ходе игры вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность.
В ходе непрерывной образовательной деятельности используются ИКТ – технологии – задание, которое способствует освоению математических знаний дошкольника и развитию творческого мышления. ИКТ в образовательной работе, способствует формированию учебной мотивации воспитанников, развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приводит к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
1. Шляпа.
2. Ёмкости для воды.
3. Ткань, мех.
4. Снег.
5.Игрушечные тарелочки по количеству детей.
6.Интерактивная доска, мультимедийная презентация.
9.Картинки снежинок.
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Вводный этап 2 мин. |
Цель: создать позитивный настрой, повысить мотивацию воспитанников на образовательную деятельность; активизировать двигательную активность детей. | Цель: закреплять умение повторять движения за воспитателем. |
Воспитатель в роли Шляпника. | Дети проходят в центр зала, где их встречает воспитатель, встают в круг. |
Шляпник: «Здравствуйте, друзья! Шляпник известный я! Ребята, а вы любите чудеса?» Шляпник: «Здорово, я тоже люблю! Вы знаете, а я сшил волшебную зимнюю шляпу. Она таит в себе много чудес и секретов, всех чудес даже я не знаю. А мы сегодня будем их разгадывать?!» Шляпник: «Но у шляпы очень много секретов, мы с вами хорошо потрудимся и разгадаем самые интересные секреты, не так ли?» Шляпник: «А теперь давайте встанем в круг. В круг широкий вижу я, встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо. А теперь пойдем налево. В центре круга соберемся, и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем. И опять играть начнем». | Ответы детей. Ответы детей. Воспитанники встают в круг и повторяют движения за Шляпником. |
Основной этап 20 мин. |
Цель: закреплять знания детей о свойствах снега, развивать умения устанавливать простейшие закономерности и связи, делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности, способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления. | Цель: называть свойства снега, природные явления, состав числа, следить за произношением звуков и полными ответами на вопрос, уметь взаимодействовать друг с другом. |
Шляпник: «Итак, первый секрет шляпы. Вис,вис,вис, что там в шляпе покажись!» Шляпник: «Посмотрите, что это!» | Ребенок опускает руку в шляпу и достаёт снежинку. Ответы детей. |
Шляпник: «Правильно, снежинка, а что же на ней изображено?» Шляпник: «Действительно, снеговик, а из чего он сделан?» Шляпник: «Ребята, я ведь Шляпник и умею разговаривать со шляпами, и вот она просит нас раскрыть секрет снега». | Ответы детей. Ответы детей. |
Шляпник: « Предлагаю провести опыт со снегом и посмотреть, что с ним произойдет, если опустить его в ёмкость с теплой водой. Мне нужны помощники. Пожалуйста, подходите к столам. Сядьте ровно на стульчики, выпрямите свои красивые спинки». Шляпник: «Возьмем ёмкость с теплой водой. Ребята, потрогайте вода действительно теплая?» | Дети подходят к столу, на котором приготовлены для каждого воспитанника емкости с теплой водой и тарелочки со снегом. Ответы детей. |
Шляпник: «Что нам теперь понадобится? Из чего мы лепим Снеговика?». Шляпник: «Пожалуйста, положи снег в емкость. А теперь нужно немного подождать. В это время мы с вами давайте немного отдохнем и поиграем. Повторяйте слова и движения за мной». | Ответы детей. Каждый ребенок кладет снег в емкость с теплой водой. |
Шляпник: «Да-да-да наступили холода (потереть ладошки друг о друга) Ду-ду-ду на лыжах я иду (потереть уши ладошками) Ды-ды-ды на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу козырьком и энергично растирать.)».[1] Шляпник показывает, как необходимо проводить массаж. Шляпник: «Умницы». Шляпник: «Посмотрим, что же произошло со снегом?» Шляпник: «Вы совершенно правы, снег растаял». Шляпник: « Интересно узнать, что же произойдет, если завернуть снег в ткань и в мех? Предлагаю девочкам завернуть снег в мех, а мальчикам в ткань». Шляпник: «Ребята, а пока мы ждем, скучать не будем, и поиграем в игру. Вставайте со стульчиков в круг. Я вам буду говорить предложение, а вы должны будете передавать шляпу друг другу и его закончить». Шляпник: «Летом жарко, а зимой …(холодно). Осенью листопад, а зимой…(снегопад). Весной насекомые просыпаются, а зимой…(засыпают). Весной сугробы тают, а зимой… (появляются). Летом идет дождь, а зимой…(снег). Зимой дни становятся короче, а ночи… (длиннее). Летом катаются на роликах, а зимой…(на коньках, лыжах). Летом медведь ест мед, ягоды, рыбу, а зимой…(впадает в спячку)». Шляпник: «Замечательно поиграли, а теперь посмотрим, что стало с нашим снегом?» Шляпник: «Что мы увидели?» Шляпник: «Правильно, почему так произошло?» Шляпник: «Верно, снег завернутый в тряпочку растаял, а снег который завернули в мех начал таить, но медленно. Значит, шуба сохраняет не только тепло?» | Дети выполняют соответствующие упражнения по показу Шляпника. Ответы детей. Дети делятся на группы и выполняют задание. Дети встают в круг и играют в игру «Закончи предложение». Дети подходят к столам и видят, что снег в тряпочки растаял, а снег, который был, завернут в мех лишь подтаял. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
Шляпник: «Вот и раскрыли мы секрет снега, оказывается снег, завернутый в мех, не сразу тает, как в теплой воде, потому что мех сохраняет тепло и поддерживает холод. И шляпа предлагает нам с вами поиграть. Вставайте так, чтобы вам было удобно, и повторяйте за мной: «Как на горке снег, снег (встают на носочки, руки вверх) И под горкой снег, снег, (приседаем) И на елке снег, снег, (встают, руки в стороны) И под елкой снег, снег, (обхватывают себя руками) И под снегом спит медведь (руки на поясе, покачиваются из стороны в сторону) Тише, тише, не шумите и медведя не будите (палец к губам)».[3] | Дети делают физкультминутку: «Как на горке снег, снег», повторяя движения за Шляпником. |
Шляпник: «Ой, как здорово мы с вами поиграли! А теперь давайте, посмотрим, какой еще секрет таит в себе шляпа». Шляпник: «Ребята, что же это изображено на снежинке?» | Ребята со Шляпником подходят к шляпе, и дети достают ещё одну снежинку. Ответы детей. |
Шляпник: «Верно мешок с подарками. Дело в том, что наша шляпа любит делать подарки, и вот она разложила их по мешкам. Включается интерактивная доска. Шляпник: «Присаживайтесь ребята на стульчики, только красиво, чтобы спинка у вас оставалась прямая. Посмотрите ребята, что здесь изображено?» | Дети рассаживаются на стульчики перед интерактивной доской. Ответы детей. |
Шляпник: «Правильно, это мешки с подарками. На каждом мешке написано, сколько там подарков. Вам нужно будет сравнить мешки с подарками и выбрать правильный математический знак: больше, меньше и равно». (Слайд № 1 - 5). | Дети выполняют задание на интерактивной доске: каждый воспитанник поочередно подходит к интерактивной доске, сравнивает числа и выбирает нужный знак, располагая его между цифрами. |
Шляпник: «Давайте, немного отдохнем и поиграем в игру «Ночь». Шляпник: «Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмуриться. Раз, два, три, четыре, пять Можно глазки открывать. Снова до пяти считаем, Снова глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять Открываем их опять».[2] Игра проводится 3 раза. | Дети выполняют гимнастику для глаз. |
Заключительный этап 3 мин. |
Цель: подведение итогов образовательной работы, способствовать повышению позитивного настроения, снятию эмоционального и умственного напряжения, заинтересовать детей на дальнейшую самостоятельную деятельность. | Цель: ответить на вопрос Шляпника, высказываясь о самых понравившихся моментах. Получить положительную оценку своей деятельности. |
Воспитатель подводит итоги образовательной работы, дает положительную оценку каждому. | |
Шляпник: «Ребята, мы с вами хорошо потрудились и раскрыли самые интересные и сложные секреты шляпы. Вспомним, какие?» Шляпник: «А сейчас я вас попрошу передавать волшебную шляпу друг другу и сказать, что вам больше всего понравилось». | Ответы детей. Дети отвечают и передают шляпу. |
Шляпник: «И я, и моя волшебная шляпа благодарим вас ребята за такой удивительный и чудесный день и хотим вам вручить вот эти подарки – красивые и удивительные снежинки, которые вы сможете вырезать, украсить с воспитателем и повесить на ёлку ». Шляпник: «Спасибо вам ребята и до новых встреч!» Шляпник со шляпой уходит. | |
1.www. nsportal.ru.
3. www.dohcolonoc.ru