Просмотр содержимого документа
«Конспект ННОД "Колобок"»
Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе в соответствии с ФГОС ДО «Колобок»
Цель: закреплять знания детей по теме «Транспорт».
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепление словаря и знаний детей по теме «Транспорт»; - уточнение понятия о различных видах транспорта в зависимости от места передвижения (наземный, водный, воздушный, подземный, железнодорожный); - закрепление знаний детей о деталях транспорта; - развитие грамматического строя речи (образование форм творительного, родительного падежа имен существительных, образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными);
-упражнение в построении предложений, умозаключений.
Коррекционно-развивающие задачи: - развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; развитие графических умений и навыков; развитие фонематического восприятия, дыхания, правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
-активизация словарного запаса по теме;
-развитие логического мышления (выделение лишней картинки, понимание логико-грамматических конструкций, работа с разрезными картинками).
Коррекционно-воспитательные задачи:
-Развитие интереса и познавательной мотивации; -воспитание доброжелательности, инициативности, самостоятельности, ответственности.
-развитие умения общаться друг с другом и взрослым
Оборудование: презентация, ноутбук, аудиозапись «Звук самолёта, смс, релаксмелодии; сотовый телефон, напольный стенд «Колобок»; предметные картинки и сюжетные символы с видами транспорта; игрушка-самолет; бумажные самолетики; листы-схемы с видами транспорта; карандаши; дидактическая кукла «Колобок», предметные картинки для логико-грамматических конструкций.
Предварительная работа: прослушивание звуков транспорта, проведение предварительных упражнений по развитию речи и окружающему миру по теме «Транспорт»; разучивание и отгадывание загадок по теме; рассматривание книг и иллюстраций по теме; обыгрывание сюжетно-ролевых, настольно-печатных игр по данной теме; упражнение в конструктивном и графическом праксисе.
Интеграция: речевое, социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие.
Методические приемы: организационный момент, психологический настрой; проблемная ситуация; использование ТСО; слушание аудиозаписи; показ слайдов; загадки; рассматривание игрушки; упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия, памяти и внимания; упражнение на развитие графомоторных навыков; упражнения на развитие лексико-грамматических категорий; физминутка; зрительная гимнастика, сюрпризный момент; дидактическая кукла, итог занятия.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Логопед: Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними. Они сегодня будут вместе с нами, внимательно слушать нас.
Психологический настрой
А Мы будем разговаривать,
мы будем проговаривать
так правильно и внятно,
чтоб было всем понятно.
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы все слова хорошо получались – сделаем зарядку для язычка.
Трубочка – заборчик
Лопатка – чашечка
Качели
Лошадка
А сейчас продолжим наш разговор. Сказок на свете очень много.
Вы знаете, что в наше время многие сказки звучат по – новому, им придумывают разное начало и конец. И мы тоже можем попасть в сказку или в необычные обстоятельства.
Проблемная ситуация
Включаю презентацию, рассматриваем слайд. Из какой сказки герои?
Звучит сигнал SMS.
-Как вы думаете, что это прозвучало? (Дети предполагают)
- Хотите узнать от кого сообщение?( беру телефон)
Слушайте… «Дорогие ребята! Я Колобок! Прошу помощи. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, а теперь к ним обратно хочу. Но я так далеко укатился, что не знаю, как к ним вернуться. Мне сказали, что можно добраться на каком-нибудь транспорте. А что такое транспорт, я не знаю! Помогите мне выбраться. Я буду по телефону вас слушать и решать, что мне делать».
Постановка цели деятельности.
- Хотите помочь Колобку? А заодно повторить все виды транспорта? (Да)
- Как вы думаете, на чём лучше Колобку добраться? (дети предлагают).
-Если далеко, а если близко?
Развитие воображения, логики, мелкой моторики,
- Вы знаете разный транспорт. Соберите из частей целые картинки с транспортом.(звучит мелодия, дети собирают на столах)
- Назовите, что у вас получилось. Как одним словом мы можем назвать всё?
- (на столе предметные картинки с прищепками и тесьма на палочках ) Посмотрите, здесь тоже транспорт. Расположите их по порядку от самого медленного до самого быстрого (2 человека держат палочки, дети прицепляют картинки на тесьму: велосипедист, мотоциклист, грузовая машина, поезд с машинистом, самолёт с лётчиком)
Кто быстрее движется: велосипед или мотоцикл?
Самолёт или поезд? (полным ответом)
Развитие фонематического слуха.
- Найдите транспорт, в названии которых есть звуки М Л Ль Т К. (дети называют)
Упражнение в употреблении творительного падежа существительных.
Упражнение в употреблении предложного падежа существительных.
- На чём бы вы отправились путешествовать?
Дети: Я отправлюсь путешествовать на велосипеде. А ты?
Я отправлюсь путешествовать на автобусе.
Я отправлюсь путешествовать на машине.
Я отправлюсь путешествовать на самолёте.
Я отправлюсь путешествовать на пароходе.
- Может, мы все поедем за Колобком?
- А на чём удобно нам всем вместе путешествовать?(ответы) Предлагаю на маршрутке. (слайд с «Газелью»)
Физкультминутка.
Дети двигаются по ковру, приговаривая:
Накачали шину – С-С!С-С! С-С!(имитируют насос)
Завели машину – Р-Р!Р-Р!Р-Р! (вращают согнутыми руками перед собой)
Улыбнулись веселей,
И поехали скорей.
Ехали-ехали,
к остановке подъехали.
Первая остановка.
Дифференциация видов транспорта по месту передвижения, образование относительных прилагательных.
На стенде символы для транспорта.
-Вот и первая остановка. Что это, как вы думаете? Для чего эти знаки здесь? (рассматривают, высказываются) Я догадалась заем ни здесь! А вы?
- Какой транспорт бывает?
- На чём можно ездить по земле, по дороге?(дети отвечают)
-Для чего он нужен?
- Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? (наземный)
- А на чём можно ездить по железной дороге?
- Как называется этот вид транспорта?(железнодорожный)
- Для чего нужен этот транспорт?
- А чем отличается железнодорожный от наземного? (Железнодорожный ездит только по железной дороге, где есть рельсы, шпалы, насыпь)
-Подумайте, на чём можно летать?
-Как называется транспорт, на котором можно летать по воздуху?
- Для чего он нужен?
- Какие средства существуют для передвижения по воде?
- Как называется такой транспорт?
- Для чего он нужен?
- На чём можно плыть?
- Как называется транспорт, на котором можно плыть по воде?
- Для чего он существует?
- Правильно, в зависимости от места передвижения мы различаем наземный, железнодорожный, воздушный, водный.(на стенде символы)
Соотнесите предметные картинки с изображениями дороги, моря, железной дороги, неба, космоса.
- Мы знаем на чём можно ездить по земле, плыть по воде, лететь по воздуху. А можно ли передвигаться под землёй? ( На метро)
- Как называется этот вид транспорта? (Подземный, картинку на стенд)
-А почему здесь ракета? (можно лететь в космос.)
-Значит, ракета - это какой вид транспорта? (космический)
-Для чего он нужен?
Развитие зрительного внимания, памяти.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
- Посмотрите внимательно на все виды транспорта, постарайтесь запомнить картинки. Закройте глаза, угадайте, чего не стало? (1картинку убрать)
Дидактическая игра «Что изменилось?» (переставить 2 картинки)
Поехали дальше.
Физкультминутка.
Дети двигаются по ковру, приговаривая:
Накачали шину – С-С!С-С! С-С!(имитируют насос)
Завели машину –Р-Р!Р-Р!Р-Р!(вращают согнутыми руками перед собой)
Улыбнулись веселей,
И поехали скорей.
Ехали-ехали,
к остановке подъехали.
Вторая остановка. Отдохнём и поиграем. (Упражнения в словоизменении по падежам).
Игра «Четвёртый лишний» (3 слайда) - дети объясняют свой выбор.
Игра «Сосчитай-ка» (2слайда - лодки, самолёты 1-5) Кто пойдёт считать?
Игра «Закончи предложения» (слайд)
-Я начинаю, а вы заканчиваете предложение. Если правильно подберёте слово- какое-нибудь появится на экране.
Пассажиры плывут на большом … пароходе.
Пассажиры летят на современном … самолёте.
Пассажиры едут на рейсовом … автобусе.
-А куда прибывает транспорт вы знаете?(ответы на слайдах)
Самолёт прибывает в … (аэропорт). А улетает из … (аэропорта).
Автобус прибывает на … (автовокзал). А отправляется с …
Поезд прибывает на … железнодорожную станцию.(или ж/д вокзал)А отправляется?...
Пароход прибывает в …морской порт(или речной). А отправляется …
-Поехали дальше?
(Слайд с «газелью»)
Физкультминутка.
Дети двигаются по ковру, приговаривая:
Накачали шину – С-С!С-С! С-С!(имитируют насос)
Завели машину –Р-Р!Р-Р!Р-Р! (вращают согнутыми руками перед собой)
Улыбнулись веселей,
И поехали скорей.
Ехали-ехали,
к остановке подъехали.
Игра «Угадай-ка» (слайды со звуком взлёта и с самолётом)
- Что это за звук? Правильно, это взлетает самолёт.
- Какие части у самолёта разглядели? Покажите и назовите (крылья, нос, хвост, иллюминаторы, корпус, салон, шасси)
Образование относительных прилагательных «из чего какой?»
- Крылья - из какого материала? (из металла)
- Значит они какие? (Металлические)
- Корпус из чего?(из металла)
- Значит, они какие? (Металлические)
- Иллюминаторы из стекла. Значит. они какие? (стеклянные)
- Хвост из металла. Он какой? ((Металлический)
- Шасси из резины, они …резиновые.
- В салоне сиденья из кожи, они …кожаные.
- Все приборы в салоне из пластмассы, значит, они какие? (пластмассовые)
Зрительная гимнастика
Самолёт летит, а мы следим за его полётом. Так же как за пальчиком.(следят взглядом за лазерным лучом, за кончиком пальца)
Мы летаем высоко.
И летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.
Игра «Запомни по порядку» на слайде: поле, город, озеро, горы, река, лес. (Сели в самолёт,дети на стульчиках)
- Пока летим, запоминаем - что видно внизу из самолёта. Мы как-будто летим, что видим внизу?
- Приземлились. Куда? (В аэропорт) Где мы находимся? Колобка нет?
- Поехали дальше. Нужно его искать.
Физкультминутка.
Дети двигаются по ковру, , приговаривая:
Накачали шину – С-С!С-С! С-С!(имитируют насос)
Завели машину –Р-Р!Р-Р!Р-Р! (вращают согнутыми руками перед собой)
Улыбнулись веселей,
И поехали скорей.
Ехали-ехали,
К лесу подъехали.
Понимание логико-грамматических конструкций (предметные картинки для визуализации)
- Кто нас ждёт там? (Колобок - слайд и игрушка)
-А я ждал и многое видел. Вы хотите знать, что видел Колобок?
Автобус ехал впереди грузовика. Что позади? (грузовик)
По дороге ехал велосипедист, за ним мотоциклист. Кто впереди? (велосипедист)
Вова выехал раньше Пети. Кто позади? (Петя)
- А вы знаете загадки? (Загадывают гостям).
- Ребята, на память я вам нарисовал разный транспорт, а вы разберитесь, соедините линиями где водный транспорт, где наземный, где воздушный.(за столами карандашом чертят, звучит музыка) Потом расскажете родителям и проверите, знают ли они разные виды транспорта.
- Спасибо, ребята, что рассказали много мне о транспорте, теперь я вернусь к бабушке и дедушке сам.
Логопед: а мы с вами возвращаемся в детский сад как можно быстрей.
Как? ( Встали в круг, имитация движений: самолёт, поезд, машина)
Приехали!
Вот мы и в детском саду.
Рефлексия. Вот такое приключение у нас получилось.
- Что мы делали? (Помогали Колобку вернуться, путешествовали).
- Как помогли?
- О чём рассказали колобку? (Рассказали о транспорте - слайд с транспортом)
- Как одним словом называем автобус, машину, самолёт.(транспорт)
-Как вы думаете. Доберётся колобок до дома сам?
-Что было трудно? Что легко?
-А Колобок узнал, что вы добрые, любознательные, сообразительные и, если кто будет в беде, вы всё сделаете, чтобы помочь. Спасибо говорит вам.