Конспект НОД по грамоте в старшей группе. Составила Казакова Марина Николаевна.
Цель : Создание условий для выполнения звукового анализа нового слова.
Задачи:
Оборудование: Карточки с пяти-звуковыми схемами для каждого ребенка, фишки красные, синие, зеленые у каждого ребенка и у доски, звуковая презентация
Ход занятия
1, 2, 3, 4, 5 –
Выходи со мной играть!
Звучит музыка, раздаются звуки леса
Воспитатель: - Ой, ребята, что это? Вы слышите? (аудиозапись пение птиц, шум листьев, ручья и т.п.)
Дети: пение птиц, листья шуршат и т.д.
Воспитатель: Это все звуки природы. А когда говорят люди, это какие звуки?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да. Это звуки речи. Для чего они нужны?
Ответы детей. (Чтобы общаться, разговаривать)
Воспитатель: Да, звуки сливаются и получаются слова, и мы понимаем друг друга.
(1 слайд с изображением корзинки)
Воспитатель: Что это?
Дети : корзинка
Воспитатель: Интересно кто ее забыл!
(Звучит музыка из м/ф "Маша и медведь": песенка "Про следы'").
Воспитатель: Как вы думаете, кто же еѐ мог здесь оставить?
Дети : Маша
Воспитатель: - Конечно же – это Маша!
(появляется Маша и говорит, что это еѐ корзинка, а в ней – игры, в которые Маша хочет поиграть с ребятами)
Воспитатель: Давайте поиграем! Что же в корзинке?
(На 3 слайде появляются Звуковички)
Воспитатель: - Ребята, Кто это!
Дети отвечают.
Воспитатель: -Ой, ребята забыла, какие звуки они обозначают?
Дети: ([о], [у], [а], [и])
Воспитатель: - Какие это звуки?
Дети: гласные
Воспитатель: - Как вы определили?
Дети: Воздух выходит свободно, не встречая препятствий во рту
Воспитатель: А это кто?
Дети: Согласные
Воспитатель: - Каким цветом обозначаем согласные?
Дети: Синим и зеленым
Игра со звуковичками
Воспитатель: -Ребята, я буду называть вам слова. И какой 1-й звук вы услышите. К нему подберите подходящего звуковичка.
Воспитатель говорит слова, ребята поднимают нужные звуковички)
Воспитатель: - Ну что, будем дальше играть?
Дети: да
Воспитатель: - А сейчас ребята поиграет наш язычок.
(4 слайд Артикуляционная гимнастика)
Учись играть на барабане:
Д-д-д, д-д-д-,
Твой язык послушным станет:
Д-д-д, д-д-д,
Язык, кверху поднимайся:
Д-д-д, д-д-д,
Смотри – с ритма не сбивайся:
Д-д-д, д-д-д
В.: - Ребята давайте посмотрим, что же ещё есть в корзинке.
(5 слайд Ребусы)
(11 слайд Загадка)
Звуковой анализ слова "Мишка"
В. Что же еще в корзинке у Маши? Загадка.
В.: - Сколько звуков в слове «мишка»?
Дети: 5 звуков.
В.:-- Назовите первый звук в слове «МИШКА»?
Дети: [Мь]
В.: - Назови, какой это звук?
Дети: - Он мягкий, согласный.
В.:- Значит какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук в схеме?
Дети:- зелёной фишкой.
-В.: - Второй звук в слове «мишка» звук
Дети: [И].
В.: Назови, какой это звук?
Дети: - Он гласный.
В.: какой фишкой мы обозначаем?
Дети: красной
В.: - Какой следующий звук в слове «мишка»?
Дети: звук [Ш].
В.: - Какой он?
Дети: -Он твёрдый согласный.
В.: - Какой фишкой обозначим?
Дети: синим цветом
В.: Какой следующий звук в слове «мишка»
Дети: звук [К].
В.: - Какой он?
Дети: - Он твёрдый согласный.
Дети: -Он твёрдый согласный.
В.: - Какой фишкой обозначим?
Дети: синим цветом
В.: - И последний звук в слове «мишка»
Дети: звук [А]
В.: - Назови, какой это звук?
Дети: Он гласный.
В.: - Каким цветом обозначим?
Дети: красным цветом.
В.: Будем дальше играть.
( 12 слайд Физкультминутка)
В.: - ну что ребята дальше будем играть
- Маша хочет не просто поиграть с нами, а проверить, какие вы догадливые.
(Дети встают в круг)
( 13 слайд «Придумай слово»)
Ребята выберите звуковичка и назовите слово
В.: - ребята, продолжим играть?
Дети отвечают.
(14 слайд игра «Прочитай по первым звукам»)
В.: - Ребята, а корзинка пустая
(16 слайд появляется Маша)
В.: - Что было сложного?
Ответы детей
В.: - Ребята посмотрите что- то с корзинке выпало. Что это? Это наверное Маша вам передала.
Дети: раскраски
Дети берут раскраски