Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( для детей старшей группы «В МУЗЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №7 «Умка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
(музыкальное воспитание)
для детей старшей группы
«В МУЗЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»
Разработала: Т.Р. Ференец,
старший воспитатель;
М.А. Владельщикова,
музыкальный руководитель
г. Верхний Уфалей
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами и их звучанием. Продолжать учить детей слушать музыку. Расширить музыкальный кругозор дошкольников. Формировать способность анализировать музыкальное произведение. Обогащать и активизировать словарный запас детей новыми словами и терминами: музыкант, дирижёр, оркестр, аккордеон.
Развивать умение осознанно воспринимать форму музыкального произведения, закреплять понятие трёхчастной формы. Развивать навыки детей в процессе игры в оркестре. Развивать музыкальное мышление, слуховое и зрительное внимание. Развивать познавательный интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания в процессе слушания музыкального произведения. Развивать чувство ритма, координацию речи и движения, ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.
Воспитывать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение. Воспитывать дружелюбное отношение между детьми, желание помочь. Воспитывать стремление выполнять правила игры. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям.
Пособия и материалы: ударные, шумовые, духовые и струнные музыкальные инструменты; иллюстрации музыкальных инструментов, геометрические фигуры; деревянные палочки, колокольчики (по количеству детей); фланелеграф; аудиозапись пьесы А.Гречанинова «Моя лошадка»; пособие «Весёлый оркестр».
(дети заходят в зал под музыку друг за другом и встают полукругом)
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся! Сейчас я буду вам петь песенку, а вы внимательно слушайте и повторяйте за мной.
ПРИВЕТСТВИЕ «Здравствуйте, гости!»
«Здравствуйте ручки! Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ, топ!
Здравствуйте щечки! Плюх, плюх, плюх, плюх! (слегка похлопать по щекам)
Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, мы со всеми поздоровались.
В зал забегает Незнайка
НЕЗНАЙКА: Со мной не поздоровались. Здравствуйте.
Музыкальный руководитель: Здравствуй, Незнайка.
НЕЗНАЙКА: Помогите мне, пожалуйста, скоро в Солнечный город приедут гости. Нужно подготовить концерт, сыграть на музыкальных инструментах, но я не знаю, что это такое?
Музыкальный руководитель: Ребята, поможем Незнайке узнать, что такое музыкальные инструменты? Присоединяйся к нам. Я приглашаю вас, ребята, и тебя, Незнайка, в музей музыкальных инструментов.
ДЕТИ ПОДХОДЯТ К ВЫСТАВКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Музыкальный руководитель: Ребята, назовите музыкальные инструменты, которые вы видите на выставке.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Музыкальный руководитель: Я хочу предложить вам поиграть в игру. Она называется «УГАДАЙ ПО ЗВУЧАНИЮ». Нужно внимательно послушать музыкальную загадку и правильно назвать инструмент (фортепиано, гитара, труба, скрипка, бубен).
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЭЛЕКТРОННО-МУЗЫКАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР»
Музыкальный руководитель: Верно назвали. На какие группы делятся музыкальные инструменты? Почему их так называют? Например: к какой группе музыкальных инструментов относятся ГИТАРА, ПИАНИНО, ТРУБА?
Музыкальный руководитель: Хорошо, сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним интересным музыкальным инструментом.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ АККОРДЕОН
Музыкальный руководитель: А вы знаете, как он называется?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Музыкальный руководитель: А называется он «аккордеон». Посмотрите, что есть у аккордеона (рассматривание аккордеона). Вы хотите послушать, как он звучит?
ДЕТИ: Да.
Музыкальный руководитель: Давайте присядем на стулья. Сегодня к нам в музей я пригласила исполнителя. Как называется человек, который исполняет музыку?
ДЕТИ: Музыкант.
Музыкальный руководитель: Верно, музыкант. Он исполнит для вас на аккордеоне русскую народную песню «Ехал казак».
Музыкальный руководитель: Спасибо большое за такое прекрасное выступление (проводить музыканта). Ребята, как называется этот инструмент? Незнайка, повтори название и ты. А вам понравилось звучание этого инструмента? Какой у него голос?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Музыкальный руководитель: Аккордеон звучит мягко, певуче, ласково, нежно. Ребята, вы знаете, что первые музыкальные инструменты изобрели дети, это было давно, когда люди не умели строить жильё и жили в пещерах. Вместо игрушек у детей были обыкновенные камни или деревянные палочки. Дети играли палочками и получался звук, так и получились первые музыкальные инструменты. Ребята, а вы знаете, чтобы научиться играть, нужно уметь слушать музыку. В этом нам помогут обыкновенные деревянные палочки. Подойдите к скамейке и возьмите по две палочки в руки. А теперь встанем в круг. Незнайка, и ты присоединяйся к нам.
ИГРА: «СКАЧИТЕ ПАЛОЧКИ»
(И.ГАЛЯНТ «ВЕСЁЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ», с. 53)
Правила игры: я буду читать стихотворение и выполнять упражнение палочками, а вы смотрите на меня и повторяйте за мной.
Вы скачите палочки, как солнечные зайчики,
Прыг – скок, прыг – скок,
Прыгай с пятки, на носок,
Правой ножкой топ-топ,
Левой ножкой топ-топ,
На головку сели, песенку запели.
Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы считаете, к какой группе музыкальных инструментов относятся палочки?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Музыкальный руководитель: Правильно, положите палочки обратно и займите свои места. А сейчас я хочу рассказать вам еще об одном ударном инструменте. А что это за инструмент вы узнаете, если отгадаете загадку:
Он под шапочкой сидит, Не тревожь его – молчит. Стоит только в руки взять И немного раскачать. Слышен будет перезвон: Динь –динь –дон, динь-динь-дон.
Что это за инструмент?
ДЕТИ: Колокольчик.
Музыкальный руководитель: Правильно, колокольчик. Колокольчики живут у людей с давних времён. Ребята, где использовали колокольчики?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Музыкальный руководитель: Запрягают лошадей, чтобы отправиться в дорогу, а под дугой висит колокольчик. Со звоном ехать веселей, а в пургу и непогоду со звенящим колокольчиком легче было не сбиться с пути. Вот как композитор Гречанинов передал звучание колокольчика в пьесе «МОЯ ЛОШАДКА». Послушайте и определите, сколько частей в этом произведении, и каков характер музыки.
СЛУШАНИЕ ПЬЕСЫ
Музыкальный руководитель: Еще раз скажите название пьесы.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Музыкальный руководитель: Сколько частей вы услышали?
Музыкальный руководитель: Какой характер музыки в первой части?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Музыкальный руководитель: Какой характер музыки во второй части?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Музыкальный руководитель: Какой характер в музыки третьей части?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Музыкальный руководитель: Что вы услышали в этой музыке, какое настроение у вас вызвала эта мелодия? (Если дети затрудняются, задать наводящие вопросы: как звучала мелодия: быстро или медленно, что вам хотелось сделать под эту музыку?).
Музыкальный руководитель: На каком музыкальном инструменте была исполнена эта пьеса?
ДЕТИ: Фортепиано (пианино).
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, в какой части произведения слышен звон колокольчиков? (Если дети будут затрудняться, еще раз прослушать). ИТАК, в пьесе «МОЯ ЛОШАДКА» 3 части, 1 часть – лошадка поехала, 2 часть – звенит колокольчик, 3 часть – лошадка едет и уезжает. А сейчас я предлагаю показать это с помощью схемы. Какой геометрической фигурой мы изобразим лошадку? (если дети затрудняются, то предложить прямоугольник). А какой фигурой колокольчик? (выложить всё на фланелеграфе).Сейчас я вам предлагаю побыть «музыкантами», и подыграть на колокольчиках. Напомним Незнайке, в какой части звучали колокольчики (показатьна фланелеграфе). Приготовились, а помогать вам будет схема.
ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ ПЬЕСЫ «МОЯ ЛОШАДКА» И ПРОИГРЫВАНИЕ НА КОЛОКОЛЬЧИКАХ.
Музыкальный руководитель: А теперь колокольчики отнесите в наш музей музыкальных инструментов. Ребята, если несколько инструментов будут играть вместе, как они будут называться одним словом?
ДЕТИ: ОРКЕСТР
Музыкальный руководитель: Правильно, оркестр – когда много инструментов играют вместе. А кто руководит оркестром?
ДЕТИ: Дирижер.
Музыкальный руководитель: Верно, дирижёр, а чем он помогает дирижировать себе?
ДЕТИ: Палочкой.
Музыкальный руководитель: Правильно, помогает ему дирижерская палочка. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «ОРКЕСТР». Встаньте в круг, Незнайка, и ты с нами, сядьте на коленочки – мы положим перед вами инструменты. Я расскажу вам правила игры: пока звучит музыка, вы легким бегом двигаетесь по кругу, только музыка остановилась, вы садитесь у инструмента, напротив которого остановились, берете его в руки. Чтобы вы слаженно играли, вами будет руководить дирижер, а попросим мы подирижировать воспитателя … .
Я назначен дирижёром,
Весь оркестр в руках держу,
За моей рукой следите,
Всё, что нужно покажу.
Музыкальный руководитель: Как только … взмахнет палочкой, вы начинаете играть, как только палочка перестает взмахивать, вы прекращаете играть. Попробуем?
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ОРКЕСТР»
Музыкальный руководитель: Понравилась вам игра, ребята? А тебе, Незнайка? Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали в нашем музее? С каким инструментом познакомились? Как он называется? Повторим все вместе еще раз его название для Незнайки. А ты, Незнайка, понял, что такое музыкальные инструменты и оркестр?
НЕЗНАЙКА: Да. Спасибо, ребята. До свидания.
Музыкальный руководитель: До свидания. Ребята, мне сегодня было приятно работать с вами (дифференцированная оценка работы детей). Спасибо вам за работу. Мне пора с вами попрощаться. Возвращайтесь за ведущим в группу.