Оборудование: игрушка герой мультсериала «Фиксики»-Нолик, посуда из стекла, дерева, металла, записка-задание для группировки предметов посуды, шарик, палочка, запись музыкальных фрагментов из мультфильма.
Ход занятия:
Звучит музыкальный фрагмент из мультфильма «Фиксики». Дети обращают внимание на появлении в группе коробки и героя мультика Нолика.
В.: -Ребята, что за гость пришёл к нам в группу? Кто знает, как его зовут? (ответы детей)
В: Здравствуй, Нолик! (дети здороваются)
В.:- Посмотрите, с какой большой коробкой пришёл к нам Нолик. Интересно посмотреть, что там внутри? Подарочки? (предположения детей)
В.:- Предлагаю осторожненько открыть коробку, и посмотреть, что там лежит (дети открывают коробку и рассматривают содержимое, выставляя предметы на стол).
В.: - Ребята, а что за предметы принёс нам Нолик? (дети перечисляют предметы из коробки)
В.: -Как их можно назвать, одним словом? (ответы детей) Для чего нам нужна посуда?
В.: -Нолик , помоги ребятам, пожалуйста. (воспитатель, манипулируя игрушкой, помогает детям выкладывать предметы из коробки на стол)
В.: - Осторожно, Нолик, не урони эту кружку! С этой кружкой надо быть осторожным, правда, ребята? Из чего сделана эта кружка? Что бы случилось с ней, если бы Нолик её уронил? Вы видели ?(ответы детей)
В.: - Как вы думаете , почему предметы из стекла бьются? (ответы детей)
В.:- Действительно, стекло хрупкое. А если мы по неосторожности уроним железную кружку или другой предмет из железа, она тоже разобьётся? Как выдумаете?(ответы детей)
В.: Значит, предметы из металла какие? (прочные)
В.: Посмотрите, мы всё выложили из коробки? (дети заглядывают в коробку и находят записку, мячик, палочку)
В.: - И что нам с этим делать?
Дети рассматривают записку, в ней изображены предметы посуды по группам - стеклянная посуда, металлическая посуда, деревянная посуда. Приходят к выводу, что надо рассортировать посуду как на рисунке.
В.: - А для чего же мячик? (ответы детей) Я знаю интересную игру с мячиком. Предлагаю поиграть с этим мячиком в игру «Прятки».
Ребята закроют глаза, а я с Ноликом спрячу мячик в посуде (дети закрывают глаза, воспитатель прячет мячик в стеклянной посуде).
В.: - Раз, два, три, шарик скорее найдись! (дети открывают глаза и сразу находят шарик)
В.:- Ребята, а почему вы так быстро нашли шарик? Стекло, какое? (прозрачное)
- А как вы думаете, где люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство-прозрачность? (ответы детей).
В.: -Давайте продолжим игру. Выберем считалочкой, того кто поможет Нолику снова спрятать мячик.
С помощью считалки выбирают помощника Нолику. Дети закрывают глаза. Шарик прячут в металлическую посуду.
В.: - Раз, два, три, шарик скорее найдись! Предлагаю поискать сначала глазками, нашли? А теперь попробуем с помощью носика. Что нам надо сделать? (дети нюхают предметы посуды)
В.: - Помог нам носик? А теперь попробуем найти шарик с помощью ушей. Слышите что-нибудь? А если потрясти предметы? (дети ,не заглядывая в предметы посуды пытаются на слух определить, где шарик)
В.: -А теперь сложнее было искать? Помогли нам глазки? Почему?
( дети делают вывод, что металл и дерево не прозрачные, поэтому мы не смогли сразу увидеть шарик)
В.: - А носик помог нам найти шарик? Почему? (дети делают вывод, что предметы из стекла, металла и дерева не имеют запах)
В.: - С помощью чего мы нашли шарик? Как нам в этом помогли уши? (по звуку) .
В.: - Ребята, а какие ещё предметы, кроме посуды, делают из металла, из дерева? (дети называют предметы из металла и дерева).
В.: Нолик придумал еще одну игру? .Предлагаю поиграть ещё в одну игру с Ноликом «Что звучит», а поможет нам в этом его палочка. Сначала мы послушаем, как звучат предметы, если по ним постучать этой палочкой (воспитатель, манипулируя игрушкой, стучит по предметам палочкой, дети слушают издаваемые предметом звуки)
В.: Запомнили? Тогда закрывайте глаза и слушайте, какая посуда издают звук (дети по звуку отгадывают, по какой посуде стучала палочка)
Дети делают вывод, что предметы из разного материала имеют свой звук.
В.: - Предлагаю устроить небольшую разминку
Динамическая пауза « Весёлая посуда»
Тук – тук – тук,тук – тук – тук . ( Стучат кулачками друг о друга). Слышен звонкий перестук. Слышен громкий перезвон . (Топают ногами ,руки на пояс). Динь- динь – дон, динь – динь – дон. Это в кухне пляшут ложки, Вилки , чашки ,поварешки. ( Накл. влево -вправо руки полочкой перед грудью). Тра – та – та ,тра – та – та . Вся посуда в пляс пошла! (Выполняют «пружинку», руки на поясе). Чайник крышкой тук, тук ! Ложки в чашке – стук, стук ! А кастрюли – бом – бом! («Танцуют», попеременно выставляя вперед на пятку левую и правую ногу, руки за спину).
Сковородки – дон – дон! Вот так пляска – красота! Тра – та –та, тра –та – та ! (Хлопают в ладоши).
В.: - Сейчас мы с вами проведём эксперимент. Давайте посмотрим, что произойдёт, если предметы из стекла и металла, мы опустим в миску с водой.
Воспитатель наливает воду из графина в миску. Дети опускают в неё стеклянные камешки для аквариума и монетки.
В.: - Что произошло? Почему предметы опустились на дно миски?
Дети делают вывод, что предметы из стекла и металла тяжёлые, поэтому тонут.
В.: - А если мы опустим в миску с водой деревянный предмет, что произойдёт? Давайте проверим.
Дети опускают в воду деревянный предмет. Он остаётся на поверхности воды, не тонет. Делаем вывод, что предметы из дерева лёгкие, поэтому не тонут.
Звучит музыкальный фрагмент из мультика « Фиксики».
В.: -Ребята, по моему Нолику пора возвращаться к своим друзьям. Как вы думаете, ему понравилось у нас в группе? Понравилось играть с нами? А вам, ребята, в какую игру понравилось играть больше всего? Пригласим Нолика и его друзей к нам поиграть? (дети прощаются с Ноликом и приглашают приходить поиграть к ним в группу).
В.: - Я уверена, что теперь вы сможете рассказать друзьям, родителям, какая бывает посуда