Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по ЗКР в старшей группе»
Непосредственно образовательная деятельность
по звуковой культуре речи
в старшей группе (ОО «Коммуникация»)
Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш]»
Янович Лариса Викторовна,
воспитатель МБДОУ №27 «Сказка»,
первая квалификационная категория
Цель: Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С), (Ш) в слогах, словах, во фразах.
Задачи: • уточнить артикуляцию звуков [с], [ш]; • закреплять правильное произношение звуков [с], [ш]; • учить различать эти звуки на слух; • развивать фонематический слух; • повторить родовые отличия имен существительных; • повторить категорию числа имен существительных;
развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания;
Материал к непосредственно образовательной деятельности: Картинки двух смурфиков, зеркала на каждого ребёнка, материал для поддувания-шарфики, картинки-символы звуков Ш, С., цветные и простые карандаши, подносы и фишки, картинки
Вводная часть.
Воспитатель: - Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Шутник и Соня.
Эти человечки приготовили нам много интересных заданий. - С какого звука начинается имя первого героя? [ш] - С какого звука начинается имя второго героя? [с] - Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.
Основная часть.
Артикуляционная гимнастика:
Шалунишка – язычок В доме ротике живет. Приоткрыл язык окно, А на улице тепло. Язычок наш потянулся Широко нам улыбнулся А потом пошел гулять Свою лошадь запрягать. Затем увидел маляра Красить потолок пора. Вот и банка с краской рядом Обновить заборчик надо. Приустали и присели Покачаться на качели. Индюки ходили мимо Болболтали, притомили. Рядом дятел дерево долбил. Он жуков там находил. Язычок наш погулял Много нового узнал. Он немного притомился К себе в домик воротился.
Упражнение на дыхание: «Подуем на шарфик»
1. Уточнение артикуляционных укладов. Воспитатель: - Покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Губы в положении улыбки, язык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка. - Теперь, «пошипим» для Шутника. Губы «рупором», чуть вытянуты вперед. Зубы на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы. - Посмотри на картинку. У наших гостей есть любимое занятие – летать на самолете. Когда самолёт набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с]. Давай поможем самолету облететь все высокие горы.
2.Работа на уровне слога. Воспитатель: -Соня очень любит малину. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай соберем ягодки вместе с Соней. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по малинкам, напевая песенку. -Шутник очень любит клубнику. Когда он собирает ягодки, то поёт свою песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем ягодки вместе с Шутником.
3.Работа на уровне слова.
-Соня и Шутник очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи Сони начинаются со звука [с], а вещи Шутника со звука [ш].
- Какие вещи возьмет себе Шутник? (шапка, шорты, шары, шуба). - Какие вещи возьмет себе Соня? (савок, сумка, сапоги, санки). - Назови картинку, которой мы можем сказать: «Он мой» (совок) - Назови картинки, которым мы можем сказать: «Она моя» (сумка, шапка, шуба) - Есть ли здесь картинки, которым мы скажем: «Оно мое»? (нет) - Каким картинкам мы скажем: «Они мои?» (шорты, санки, шары, сапоги)
4. Работа на уровне словосочетания. Наши друзья большие выдумщики. Они любят придумывать разные словосочетания. А вы можете? Придумай по 3 признака к каждому слову. - Шуба какая? (Шуба теплая, шуба большая, шуба мохнатая) - Шорты какие? (Шорты короткие, шорты удобные, шорты синие) - Шапка какая? (Шапка вязаная, шапка разноцветная, шапка красивая) - Шары какие? (Шары воздушные, шары лёгкие, шары красивые) - Сумка какая? ( Сумка удобная, сумка вместительная, сумка женская)
5. Физминутка «Кошка»
«Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка вверх, посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.
Улыбнулась, потянулась и присела на карниз»
6. Работа на уровне предложения. - Посмотрите на картинки. Их названия очень похожи, будьте внимательны. Покажите крышу, крысу; уши, усы; мишку, миску; каску, кашку.
- Посмотрите на эти картинки – это мнемотаблица, друзья смурфики предлагают вам выучить небольшой стишок про кошку и мышку. (Кошка на окошке – подушку шьёт, а мышка в сапожках – избушку метёт.)
- Выполним последнее задание. Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.
С какими звуками мы сегодня играли? [с] и [ш] - Вспомним 5 слов, в которых есть звук [с] и 5 слов, в которых есть звук [ш].
Заключительная часть
Вы сегодня проговаривали слоги и слова, учили стишок, играли в разные игры.
Зачем мы это всё делали? ( Мы учились различать звуки С и Ш.)