Данный материал посожет познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свойств материалов. Содействовать активизации диалогической речи, обогащения словаря, учить работать самостоятельно и в команде. Развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения - групповых дискуссий, мозгового штурма. Стимулировать физическую активность детей путем выполнения физических упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Страницы книжной истории"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колосок» с. Хватовка
Базарно-Карабулакского муниципального района
Саратовской области
Конспект непрерывной образовательной деятельности
«Страницы книжной истории»
с детьми подготовительной подгруппы
старшей группы «Подсолнушки»
Провела:
воспитатель первой квалификационной категории
Близнова Светлана Борисовна.
2017 год.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колосок» с. Хватовка
Базарно-Карабулакского муниципального района
Саратовской области»
Программное содержание :познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свойств материалов. Содействовать активизации диалогической речи, обогащения словаря, учить работать самостоятельно и в команде. Развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения - групповых дискуссий, мозгового штурма. Стимулировать физическую активность детей путем выполнения физических упражнений.
Цели: дать знания об основных моментах истории создания книги, познакомить с первыми письменными материалами: глиной, тканью, берестой, бумагой. Затронуть историю книгопечатанья: рукописные, печатные книги. Вспомнить современные технические средства сохранения данных. Развивать умения анализировать, мыслить, сравнивать, находить причинно- следственные связи. Развивать познавательную инициативу ребенка, развивать творческие навыки путем выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса. Погрузить детей в колорит стран Египта, Китая, Древней Руси посредством музыки видеоматериалов и оформления помещений. Поддерживать физическую активность детей во время образовательной деятельности.
Ход.
Ребята! К нам приехало много гостей, давайте с ними поздороваемся.
- Здравствуйте. Мы рады всех видеть!.
Посмотрите, ребята, что у меня в руках?
- Флешка, она умеет хранить много, много информации, а комната куда вы попали называется центром хранения информации. Здесь хранятся данные обо всем. Сегодня я приглашаю вас в путешествие в прошлое книги.
- Вы любите книги читать?
- А какие книги у вас самые любимые?
( Ответы детей.)
- Вот видите, как много вы читаете книг! Тогда вам понравится мое путешествие, ведь в нем вы узнаете, как ваши чудесные книжки появились.
- Как же нам попасть в прошлое?
(Ответы детей.)
- Правильно, на машине времени. Открою вам секрет она перед вами.
- Запускаем «Машину времени». Ребята давайте займем свои места, встанем по кругу. Но только смотрите, здесь идут потоки информации старайтесь не наступайте на них, чтобы не повредить.
- Прошлое книги началось со страны которая называлась Египет. Вот туда мы и переместимся. Возьмите «палочку –перемещалочку», передаем её по кругу и начинаем отсчет от единицы.
-Какие молодцы! Посмотрите, ребята. Мы свами попали в Древний Египет. Это очень красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы и реки. Этой страной правили фараоны а помогали им жрецы. Они были образованными людьми, умели читать и писать . Давайте мы с вами сядем за столики. У вас на столах лежат какие то природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг. На чем-то их надо же было писать. Правда ребята! Что же перед вами лежит?
(ответы детей.)
- Молодцы! Вы угадали все материалы. А теперь давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки и напишите что-то на песке.
- Скажите, ваше изображение видно?
- Да, видно.
-А теперь положите деревянные палочки. Представьте, что вы понесли вашу надпись кому ни будь почитать. Вы несли и трясли по дороге. Потрясите тарелочку.
- Что стало с вашей надписью?
- Она исчезла!? А почему такое произошло?
- (Она рассыпалась) потому что песок сыпучий.
- Итак песок нам не подошел для хранения информации. Давайте попробуем написать на воде. Опускайте свою палочку в воду и напишите что нибудь.
- Что получилось?
-Ответ детей.
- Как же так, а почему?
- Вода какая? (Прозрачная, невидимая, жидкая,.)
- Вода не имеет формы, поэтому то что вы рисуете не видно!
Давайте ваш подносик отодвинем в сторонку и возьмем глину. Попробуем написать на ней.
- У всех получилось? Молодцы! А теперь поставим десять точек. Молодцы! положите палочки. Теперь проверим, можно ли эту информацию сохранить. Возьмите дощечку и потрясите.
- Что стало с информацией? Она осталась? А теперь подуйте на неё. Что с ней стало?
- Значит глина подходит для хранения информации? (да)
- Вот к этому же выводу пришли древние жрецы. Давайте посмотрим как они это делали. Для записей они использовали почти такие же глиняные дощечки на которых они писали с использованием деревянных палочек которые назывались клинки. Палочкой надавливали как вы сейчас на глину. Получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в Древнем Египте.
- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше. Нас ждет другая страна и другое время.
(Дети занимают места в машине времени)
- Сейчас мы окажемся в древнем Китае. Китай родина многих открытий. А еще это великая китайская стена, это дворец Императора, это храм неба. В Китае выращивали все время чай, рис. А это китайский Новый год, он считается главным праздником в Китае. Вы знаете, что китайцы уделяли много времени своему здоровью и следили за своим телом. Поэтому я предлагаю сейчас сделать вместе с вами китайскую гимнастику. Давайте встанем на ковре так, чтобы друг другу не мешать и повернемся ко мне.
Ручки опустите вниз, ножки поставьте прямо.
- Для начала поприветствуем солнце .
Медленно ручки поднимаем в верх.
И медленно опускаем.- 2раза.
- В Китае очень любят зонтики Превратимся в зонтики
Ручки вдоль туловища, ладошки горизонтально.
Повороты туловища вправо, влево, с приседанием. -4раза.
- А теперь мы превращаемся в стройные деревья
Руки медленно вверх и соединяем ладошки, стопу ставим на колено,
спинка прямая. Опустили ручки и ногу._2 раза)
А еще в Китае очень любят чай. Превращаемся в чайнички.
Одна рука в сторону, другая на пояс. Наклон в сторону вытянутой руки. (2 раза) с переменой рук.
Чай горячий, подуем чтоб остыл.
Дуют на ладошки сложенные лодочкой.
А теперь немного отдохнем.
Наклон туловища вниз, медленный подъем и резки наклон с криком «ХА» на выдохе.
А еще превратимся в красивых птиц
Одна рука вверх, кисть руки смотрит вниз, вторая рука немного отведена назад, нога согнута в колене. Замереть.
Предлагаю вам сесть на ковер. Первые книги в Китае были очень интересные, страницы книг были шелковые. Это очень тонкий материал, ткань нарезали на маленькие кусочки, а потом эти странички сшивали и получали вот такие шелковые книги.
- Я предлагаю вам тоже стать создателями шелковых книг и попробовать написать на ваших кусочках шелковых страниц. Но что мы будем писать? Дело в том, что в Китае для написания информации использовали специальные символы, которые назывались иероглифами. Ну ка повторите за мной - Вот на этой стене нарисованы иероглифы. Вот этот обозначает горы, этот река , рисовое поле , солнце ,
трава , человек .
- Я предлагаю вам выбрать понравившийся иероглиф и написать на ваших шелковых страницах. Возьмите кисточки
(Работа детей . Педагог интересуется что выбрали и изображают дети, поощряет, восхищается, хвалит детей.)
- Положите кисточки на подставку , вытрите ручки влажной салфеткой.
- Я открою вам секрет, что китайцы очень изобретательный народ и следующим что они изобрели – это была бумага, но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени. Договорились? Пойдемте в нашу машину времени.
- Мы с вами переместились в Древнюю Русь. Русь всегда славилась красивыми деревянными городами, могучими и сильными богатырями, ремеслами и рукоделием и конечно веселыми праздниками.
- Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. А что это такое? Кто ни будь из вас знает?
- Да береста - это кора березы. Писали на ней с помощью специальной палочки заостренной – выцарапывали надписи. А потом появилась бумага и на ней стали писать летописцы. Их труд был очень тяжелый, поэтому они очень обрадовались, когда изобрели другой способ оставлять надписи –печатание. А как же это произошло? Оказывается буквы вырезали из дерева. На них наносили краску а потом прижимали к листам бумаги. Вот такая была первая печать. Предлагаю вам стать книгопечатниками и тоже сделать печатные страницы.
- Проходите к столам. Это наша типография, в ней рождаются современные книги. Здесь ребята есть почти такие же оттиски как в настоящей типографии. Вы скоро пойдете в школу и многие из вас уже знают буквы и умеют составлять слова и свои имена, а кто не умеет может взять образец написания своего имени и напечатать его на своей книжной страничке. Встретит вас в школе ваш первый учитель, давайте на странице напечатаем красивый букет для него, и подпишем страничку своими именами.
(Работа детей)
- теперь вытираем ручки салфетками, и нас уже ждет машина времени
- мы с вами перенеслись в современный мир. Россия . а какой город, узнали? Саратов. Он и Саратовская область отмечал в прошлом году 80 летний юбилей.
- Ребята , я хочу вам задать очень важный вопрос! Мы узнали как родилась книга, которая хранит много информации. А как еще в современном мире люди научились хранить информацию?
- (на флешке, компьютере, планшете, телефоне, интернете, в книгах, письмах и д.д.)
Давайте отошлем видеописьмо учителю первого класса Салеевой Л.В.
Рефлексия:
Видеописьмо
- Здравствуйте ребята, меня зовот Салеева Людмила Владимировна. Я - учитель начальных классов. В данный момент времени я нахожусь на уроке . а вы где?
- Расскажите, что сегодня было интересного у вас в детском саду?
- У вас очень интересно. Вы все любознательные и умные ребята. Но мне пора продолжать урок. Поэтому до свиданья и до скорой встречи!
- Молодцы ребята! Мне сегодня было очень интересно путешествовать с вами. Вы настоящие друзья. В этом году вы станете первоклассниками и теперь я думаю вы всегда сможете найти интересующую вас информацию на любом носителе. Спасибо вам . а теперь давайте пройдем в группу и поделимся впечатлениями со своими друзьями.
Самоанализ.
Непрерывная образовательная деятельность проводилась с детьми старшей возрастной группы. Тема «Страницы книжной истории»
Программное содержание :познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свойств материалов. Содействовать активизации диалогической речи, обогащения словаря, учить работать самостоятельно и в команде. Развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения - групповых дискуссий, мозгового штурма. Стимулировать физическую активность детей путем выполнения физических упражнений.
Цели: дать знания об основных моментах истории создания книги, познакомить с первыми письменными материалами: глиной, тканью, берестой, бумагой. Затронуть историю книгопечатанья: рукописные, печатные книги. Вспомнить современные технические средства сохранения данных. Развивать умения анализировать, мыслить, сравнивать, находить причинно- следственные связи. Развивать познавательную инициативу ребенка, развивать творческие навыки путем выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса. Погрузить детей в колорит стран Египта, Китая, Древней Руси посредством музыки видеоматериалов и оформления помещений. Поддерживать физическую активность детей во время образовательной деятельности.
Во время образовательной деятельности использовались разные виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально- художественная, продуктивная, чтение художественной литературы, что позволило связать отдельные представления в целостную картину мира.
Цели образовательной деятельности достигались путем расширения кругозора детей, выведения за пределы непосредственного практического опыта освоения представления об элементарных географических и исторических представлений. Можно было наблюдать логичность, доступность, научность подачи материала, прослеживалась историческая цепочка развития книги. Первые книги- Египет глиняные книги, потом Китай шелковые книги, бумага. В целях патриотического воспитания затронута Русь и далее современность.
Считаю, что ОД соответствовала интересам, темпераменту, уровню развития и подготовки детей старшей группы. Все дети справились с предлагаемыми заданиями самостоятельно.
Мною были использованы различные педагогические методы, это экспериментирование наблюдение, демонстрация видеоматериалов с использованием ИКТ, рассказы беседы, чтение художественной литературы и игровой метод. Для повышения активности детей мною были использованы специальные приемы. Первое – это воображаемая ситуация, она позволила сделать процесс обучения естественным и раскрепостила детей. Второе – элемент новизны. Необычное начало, которое сразу же сосредоточило внимание. Далее сама форма ОД «Путешествие в прошлое» заинтересовало детей и держало их на высокой ноте в течении всего времени. Прием активизации самостоятельного мышления детей используемые в ОД, это создание проблемной ситуации, мозговой штурм, сравнение материалов, обобщение полученных данных. Результатом применения перечисленных методов и приемов считаю самостоятельность детей сосредоточенность, целенаправленность их действий. В течении занятия можно было отметить высокую заинтересованность, активность, позитивный настрой, желание принять участие в прелагаемых событиях со стороны детей. Общение носило диалогический характер, присутствовала речевая активность детей, она прослеживалась в ответах на вопросы. Применялась партнерская форма общения, взрослый рядом с детьми в круге, было разрешено свободное перемещение и общение детей в процессе деятельности, рабочий гул. Позиция взрослого – все дети в поле зрения, чтобы можно было обсуждать работу, задавать друг другу вопросы, помогать. Использовалась возможность передвижения педагога. Во время ОД проводилась физминутка в виде корегирующей гимнастики. Организация рабочего пространства обеспечивало смену поз детей во время Од. Можно наблюдать рациональное размещение материалов, соблюдения дидактических правил и соблюдения гигиенических требований. Среди форм организации детей использовалась индивидуальная и коллективная. Содержание деятельности носило интегрированный вид, где соединялись занятия из разных областей деятельности. Главенствующие позиции занимали область познание и художественно эстетическое развитие, дополненное другими областями социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие детей . во время ОД использовались музыкальные произведения, фото и видеоматериалы а так же нетрадиционные материалы для работы детей песок, ткань, пяльцы, деревянные палочки и другое.