Цель: Закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе.
Задачи: 1. Уметь поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения.
2. Развивать умение сравнивать природные явления, рассуждать и давать необходимые пояснения.
3. Воспитывать желание оберегать родную природу.
Интеграция образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие»
Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми.
Закреплять умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
«Речевое развитие»
Обучать навыкам анализа, обобщения и заключения.
Развивать речь, умение слушать.
«Художественно-эстетическое развитие»
Воспитывать внимание к поэтическому слову.
Используемые методы и приемы
Наглядные – иллюстрации, картины об осени.
Словесные – беседа, рассказ воспитателя, чтение стихов об осени, пословиц.
Игровые – физминутки.
Ход:
Воспитатель: - Однажды я шла на работу в наш любимый детский сад и увидела удивительную картину – на озере на волнах плавали разноцветные кораблики – жёлтые, красные, оранжевые. Но прошло несколько дней и их не стало. Как вы думаете: - Что за кораблики плавали по озеру?
- В какое время года это бывает?
- Ребята, вы наверное обратили внимание на картины, иллюстрации развешенные в группе? Что их всех объединяет? Что изображено на них? Я хочу предложить вам поговорить сегодня об осени. Согласны?
- Давайте вспомним, какие времена года вы знаете?
- Сколько месяцев в году? (12)
- Все они живут дружно и приходят каждый в своё время.
- Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, середина осени, поздняя)
- Обратите внимание, группа разделена на три сектора. В каждом секторе отражены периоды осени.
Кто может определить, где иллюстрации отражают признаки ранней осени? Давайте поудобнее сядем и поговорим о первом осеннем месяце – о сентябре.
- Сентябрь – это бархатный месяц. Румянец осени. Как его ещё называют в народе? (златоцвет, рябинник, птичья стая).
- Почему его так называют?
- Какие признаки ранней осени вы знаете? (Ещё тепло, трава ещё не пожелтела. Деревья и кустарники стоят в нарядных жёлтых, красных, оранжевых одеждах.
(Чтение стихотворения «Лес осенью» Твардовский)
- Как готовятся звери к зиме? (строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышнее и цвет подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит – ест спелые ягоды, орехи и желуди – накапливает на зиму жирок. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать не только пропитание, но и жилище.
- Какие работы у людей в сентябре, в саду, в поле? (с полей и огородов собирают урожай овощей: картофель, морковь, свеклу. Когда урожай с полей убран, поле вспахивают. Ещё в сентябре на наших полях сажают озимые хлеба – рожь и пшеницу).
- Ушел сентябрь и вслед за ним пришел октябрь. Давайте найдем где же у нас иллюстрации о середине осени.
Чтение стихотворения «Октябрь». (ребенок)
- Какой октябрь? (хмурый, мокрый0.
- Кто помнит, как его называют в народе? (листопадом).
- «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь? (Октябрь – очень капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко светит, то первые снежинки порхают).
Все приметы осени были подмечены народом на основе постоянных наблюдений.
Давайте с вами вспомним народные приметы:
- Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
- Паутина стелется по растениям – к теплу.
- Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать.
- Какие птицы улетают первыми? (Стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. С наступлением холодов, насекомых становится всё меньше и меньше).
- Какие птицы улетают последними? (Гуси, утки, лебеди. Пока водоёмы не замёрзли, им корма хватает).
- Какие птицы прилетают к нам зимовать? (показать снегиря, свиристель)
- Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? (перелётные)
- Как называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
В народе их называют «зимовщики». И мы должны заботиться о них.
- В чём заключается наша забота? (кормушки, корм)
- Чем занимаются люди в октябре? (Грибники бродят по лесам в надежде найти последний гриб. В народе есть поговорка: «Появится поздний грибок – будет поздний снежок». Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой).
Физминутка: (с мячом)
- Вот наш последний сектор. О каком осеннем месяце мы с вами ещё не говорили? (ноябрь)
«Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая государыню-зиму».
- Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его миссия – соединить глубокую осень с зимой.
- Вспомните, как в народе называют ноябрь? (чернотропник, предзимник, ворота зимы)
- Чем занимаются лесные жители в ноябре? (прячутся в норах, едят запасы)
- Какие работы у людей в ноябре? (Работы на огородах, в садах и на полях закончились, люди пьют чай, поют песни, бабушки рассказывают сказки, а женщины вяжут носки)
- А что же с природой? (Деревья голые. Морозно. Идёт снег с дождём. Люди одеваются тепло. День короче – ночь длиннее. Если раннюю осень называют «золотой» - то позднюю осень – «серебряной»)
- Почему? (В ноябре звонко хрустит молодой лёд на лужах, звенят на ветру ветки деревьев и всё как будто в серебре)
- Ну что же, наше путешествие заканчивается. Сегодня вы показали свои знания и умения. Узнали много нового. Мне было приятно с вами беседовать. Я, вами горжусь!