Просмотр содержимого документа
«Конспект НОЛД по речевому развитию детей "Слово и звук."»
Слово и звук.
Цель:
Закрепление знаний о слове. Слова разные, они звучат, произносятся друг за другом. Упражнение в самостоятельном подборе слов и четком произнесении звуков в них. Подбор разных слов к предмету. Учить вслушиваться в слова сходные по звучанию.
Знакомство со звуком. Отгадывание слов по одному звуку, звучащему в слове первым или последним. Развивать интерес к звукам.
Оборудование: разные предметы.
Ход занятия.
Назвать предметы на столе, предметы, находящиеся в комнате. Все предметы имеют свое название. Названия предметов – слова. Все что мы видим, можно назвать словами.
Предложить самостоятельно придумать слова. Каждый придумал по одному слову, а мы услышали много разных слов.
А теперь внимательно случайте, сколько слов я произнесу: дом, цветок.
Какое слово первое? Второе?
Какие слова, нужно вспомнить, что бы сказать какой этот мяч? Как понимаете слова «веселый», «звонкий»? Отгадайте, из какого стихотворения эти слова: («Мяч, Маршака»).
Слова в стихотворениях, в песне, в разговоре всегда произносятся друг за другом. В начале мы слышим, какое слово? (мой) затем какое и т.д.
Произнесем все вместе: «Мой веселый звонкий мяч». (Проводить на доске черточку после произнесения каждого слова).
Назвать картинки. Слова произносить так, что бы хорошо было слышно, как они звучат.
Добавить слова в загадках: догадайтесь, какие слова нужно поставить в конце предложения?
«Михаил играл в футбол, и забил в ворота ….(гол)».
«Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось … (мыло)».
У Чуковского стихотворение «Жил на свете человек». Послушайте, о чем просит писатель: «В этих стихах не хватает несколько слов. не успел их придумать. Пожалуйста, придумайте сами».
(Читается это стихотворение.)
Послушайте, как по-разному звучат слова.
Скажем погромче слово «гром» - грохочет слово, словно гром.
Скажи потише «шесть мышат» - и сразу мыши зашуршат.
Скажи «кукушка на суку» - тебе послышится ку-ку.
Слова звучат по-разному, потому что в них звуки разные: грр-р-ом, зашурршшаат, куу-куу.
Повторяем эти слова.
Одни слова звучат ласково, другие – звонко (гром, барабан). Некоторые слова похожи на звучанию: мышка – мишка, кит-кот (показания картинок).
А вот как по-разному и в то же время похоже звучат слова мак-рак. (Внимание сосредотачивается на первых согласных звуках (ррррррак – мммммак).
Назвать одно слово, а дети подберут к нему другое похожее по звучанию: шина – Зина, палка – ёлки и т.д.
Загадки.
Произносить I звук отгадки, а дети заканчивают его:
За рекой они росли,
Их на праздник привезли.
На веточках иголки,
Что же это? Ё(-лки).
Не будильник, а разбудит,
Запоет – проснутся люди.
На голове гребешок,
Это Петя – П(-етушок).
Далеко от нас Москва,
Не слышны ее слова,
Только тут наладили
В нашем доме Р(-адио).
Назвать слова, но в одном слове не договорить последний звук: