kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Народная культура и традиции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии дети узнают много интересного о народной культуре русского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Народная культура и традиции"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8















Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Русская народная культура и традиции».













подготовила воспитатель: Барыкова Наталья Геннадьевна,

воспитатель первой категории









Миасс 2016

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная. Познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная. Восприятие устного народного творчества.

Цели:

1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны. Передать свои впечатления через художественное творчество – городецкую роспись.

2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.

3. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями. Расширять словарный запас.

Словарная работа:

Обогащение: традиции, культура. Промысел, ремесло, фольклор, народное творчество. Народные умельцы, рукодельницы, ручное ткачество, домотканая ткань. Посиделки, ярмарка, народные гуляния, быт. Рушник, «кукла – оберег», чугунок, ухват.

Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, роспись, сказки, пословицы, поговорки, приговоры, скороговорки.

4. Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре, прошлому страны.

Планируемые результаты:

Делиться своим впечатлением с педагогом и сверстниками, проявлять интерес к рассказу педагога, предметам старинного быта, к русской народной культуре, принимать активное участие в играх и хороводах, доброжелательно относиться к своим сверстникам во время игр.





Материал и оборудование:

Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных костюмов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, мольберт, панно, гуашь, красного, зелёного цвета, кисти, салфетки подставки для кистей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Посещение краеведческого музея. Дидактическая игра «Подбери костюмы».



































Ход занятия:

В групповом помещение оборудована небольшая часть старинного быта – «избы». На столе, расписанном под хохлому, разложены расписные ложки, чашки и разделочные доски, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин, матрёшка.

Воспитатель: - Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на столе. Когда - то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых жили люди. Как вы думаете, для чего они ?

Дети: - Самовар для чая, ложки для еды.

Воспитатель: - Правильно, но как все предметы назвать одним словом?

Дети: - Посуда!

Воспитатель: - А ещё, что видите (показываю куклу, сделанную из соломы)? Что это?

Ребёнок: - Это кукла, она из соломы.

Воспитатель: - Верно. Такую куклу раньше называли «кукла – оберег» и хозяйки её берегли, хранили её и ни кому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Потому и называли её «кукла – оберег». Все предметы в доме делали своими руками. Столовые предметы были деревянными. Пищу готовили в русской печи. Кастрюль не было, хозяйки готовили в чугунках, прихватывая их ухватом (показываю) и сажали чугунок в печь. А как сейчас готовят, кто знает?

Дети: - На плите!

Воспитатель: - На газовых и электрических плитах – на том, чего раньше не было. В наших домах и квартирах горит электрический свет. Что же использовали люди вместо света? Давайте рассмотрим иллюстрацию (изображена девушка, которая прядёт, рядом горит лучина), что на ней изображено ?

Дети: - Девочка работает.

Воспитатель: - Девушка не просто работает, она прядёт пряжу, а рядом горит лучина потому, что электричества не было. Повторите хором: «Лучина»! Долгими, зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу, пели старинные песни, а молодёжь в другой избе устраивала

посиделки с песнями и плясками. Давайте хором скажем: «Посиделки»! Как вы думаете, для чего нужна пряжа ?

Дети: - Что бы вязать разные вещи!

Воспитатель: - Правильно! Скажите хором: «Пряжа»! Девушка прядут пряжу при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будет вязать тёплые вещи. Раньше ткани были домоткаными, их ткали своими руками: деревянные станки, на которых женщины и девушки ткали ткань. Из неё шили одежду, рушники (показываю иллюстрацию, . Домотканые изделия вышивали рукодельницы: женщины и девушки. Повторите: «Рукодельницы»! Пекли хлеб или каравай . Из дерева вырезали столовые принадлежности: ложки, разделочные доски, скалки, матрёшки. Все эти вещи называют « народным промыслом и традициями» . Повторите хором: «Народный промысел, традиции»! Люди делали это не только для себя, но и на продажу. Ездили на ярмарку, надевали красивую одежду: сарафаны, кафтаны – русские народные костюмы. На ярмарке устраивались народные гуляния с хороводами, песнями и играми. Люди знакомились, показывали своё ремесло другим и продавали свои изделия. Народные промыслы, игры, песни, хороводы – всё это народное творчество, запомните . Давайте вспомним, народные песни, хороводы и игры .

Дети: - (хором) «Во поле берёза стояла», «Ты берёзка белена!»

Воспитатель: - А игры?

Дети: - «Гуси - лебеди», «Прятки».

Воспитатель: - Раньше говорили не «Прятки», а «Жмурки». Мы с вами разучили новую игру «Звонари». Один из вас будет «Жмурка», а другой «Звонарь». Хотите поиграть?

Дети: - Да!

Воспитатель сама выбирает «Звонаря» и «Жмурку». Начинается игра «Звонари». Дети становятся по кругу, в центре двое: один с колокольчиком – «Звонарь», другой с завязанными глазами – «Жмурка». Дети становятся рядом со звонарём и говорят слова: «Диги – дон, диги – дон, отгадай, откуда звон!» - «Жмурка» по звуку колокольчика пытается поймать звонаря и детей, а «Звонаря» обхватить пояском. Игра повторяется два раза.



Воспитатель: - Мы немного отдохнули, а я вспомнила, что русский народ богат не только промыслами и ремёслами, играми и хороводами, но и «фольклором». Что же это такое – «фольклор»? Русский народ богат сказками. Вы знаете русские народные сказки, назовите их (дети называют «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д. – . Сейчас вспомним пословицы и поговорки: «Волков бояться – в лес не ходить», «Всякий человек в деле познаётся», «Конец – делу венец» - всё это тоже часть народного фольклора. Что означают эти пословицы и поговорки, скажите? Кто ответит?

Ребёнок - Если человек будет всех бояться, то ни с кем не подружится.

Воспитатель: - Правильно! Кто ещё хочет сказать? Скажи Юра М.?

Ребёнок - Мы хорошо позанимаемся и можем потом поиграть.

Воспитатель: - Молодец! А «Всякий человек в деле познаётся»? Объясните, что это значит? Скажи, Кристина А.?

Ребёнок - Это о народных умельцах! А ещё, когда люди друг другу помогают.

Воспитатель: - Мне очень понравились ваши ответы. Давайте вспомним считалки потому, что они тоже относятся к русскому народному фольклору, как сказки, пословицы и поговорки. Кто вспомнит считалку? Милана М., скажи?

Ребёнок: -

Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку – цап.

Воспитатель: - Молодец! Для хорошей погоды и дождя, люди сочиняли приговорки и заклички, послушайте:

1. Радуга – дуга,

Не давай дождя

Давай солнышко –

Из – под облышка.

2. Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай,

Сколько хочешь, поливай!



- Давайте немного отдохнём, поиграем в хороводную игру «Зайчик». Выберем зайчика считалкой, которая вам уже знакома.

Дети встают и становятся по - кругу, воспитатель говорит слова считалки:

Ножки, ножки бежали по дорожке,

Лугом, лесочком прыгали по кочкам,

Прибежали на лужок, потеряли сапожок.

Начинается игра «Зайчик». Дети идут под музыку по кругу, а зайчик в центре пляшет и старается выбежать из круга. Когда музыка заканчивается, зайка должен найти детей, у которых ослаблены руки и, выбежать из круга.

- Очень хорошо. А теперь я покажу вам старинную, русскую избу. Внимательно посмотрите, за столом сидит вся семья . Видите, как светло в этой части избы? Его называют «красный угол». В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. То, что вы видите на столе, раньше называли предметами быта или посуда, запомнили? Повторите хором (повторяют). Как вы думаете, как по - другому можно называть эти предметы?



Ребёнок: - Если их красиво расписать, получится народный промысел. Воспитатель: - А почему мы говорим «народный промысел», «традиции»?

Ребёнок: - Потому, что люди сами придумывали игры, вышивали, всю посуду сами делали, красиво расписывали ложки, доски.





Воспитатель: - Правильно! Я уверена, ребята, что вы все запомнили эти новые слова. Я для вас приготовила листы бумаги (воспитатель показывает вырезанные из бумаги разделочные доски жёлтого цвета). Посмотрите, на расписном столе лежат предметы, которые вы уже видели, как они называются (дети перечисляют названия: расписные ложки, чашки, разделочные доски). Правильно, все они расписаны городецкой и хохломской росписью. Сегодня вы распишите свои работы, как это делают народные умельцы. С элементами городецкой росписи вы уже знакомы. Какие цвета вы будите использовать?

Дети: - Красный, зелёный (хором)

Воспитатель: - Теперь приступайте к работе.

Дети могут видеть на панно с иллюстрациями образцов изделий городецкой росписи. Под спокойную русскую народную музыку начинается работа.

Самостоятельная работа.

- Я очень довольна вашими работами и мне очень хочется вспомнить слово, которое вы сегодня узнали. Скажите хором.

Дети: - «Народный промысел!»

Воспитатель: - Запомнили, молодцы! Давайте вспомним русскую народную хороводную игру – песню «Берёзка». Много песен сложено и стихов.

Воспитатель сама выбирает девочку – «берёзку» и ставит её в круг, остальные становятся по кругу. Под слова песни: «Ты берёзка белена, маковка зелена…», девочка собирает у всех платочки и поднимает их над головой, машет руками, изображая шум листьев. Вовремя второго куплета, девочка снова ходит по кругу и возвращает детям платочки – кладёт их им на плечи.

- Вам понравилось занятие?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Теперь вы знаете, что такое народные традиции, культура, фольклор, кто такие народные умельцы и что такое «народный промысел».

Когда вы придёте домой, обязательно расскажите о том, что интересного вы узнали, чему сегодня научились. Я вами очень довольна, молодцы!



Занятие окончено .









Список используемой литературы



1. Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа /авт. – сост. Н. В. Лобода. – Волгоград: Учитель, 2011.



2. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В. В. Волина. - М.: Просвещение. 1991.





Используемый материал:

1. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Собрал и пересказал Г. Науменко; - Рис. А. Матросова, - М.: Дет. лит.,1980.

2. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, игры, приговорки. М., «Детская литература». Составитель Г. М. Науменко, 1977.

Используемые интернет – ресурсы

Karakuli.ru, mauk – vkdc.ru, amnesia, pavelders. com










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Барыкова Наталья Геннадьевна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 359014

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по зимним месяцам""
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytoiezaniatiiepooznakomlieniiusokruzhaiushchimmiromputieshiestviiepozimnimmiesiatsam"
    ["file_id"] => string(6) "279826"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453293246"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Конспект по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему «Под шаныраком дружбы живут народы Казахстана»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_po_oznakomlieniiu_s_okruzhaiushchim_mirom_vo_vtoroi_mladshiei_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "361860"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479909799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства