kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Путешествие в прошлое, настоящее и будущее электролампочки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с историей возникновения электролампочки. Уточнить и расширить представления детей об источниках света; показать роль взрослых в преобразовании предметов. Дать детям знания об опасности обращения с огнём, о том, к чему может привести несоблюдение правил пожарной безопасности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Путешествие в прошлое, настоящее и будущее электролампочки»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Владимира «Центр развития ребенка – детский сад № 102»











Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

«Путешествие в прошлое, настоящее и будущее электролампочки»

Образовательная область «Познавательное развитие».





Подготовила и провела:

Воспитатель 1 кв.кат.

Реброва Галина Анатольевна













г. Владимир

2015 г.

Программное содержание (задачи НОД):

  • Воспитательные задачи. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам; культуру речевого общения.

  • Развивающие задачи. Развивать у детей познавательный интерес к развитию цивилизации, истории предметов, окружающих нас, к настоящему и будущему предметов; расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорное развитие; развивать любознательность и познавательную мотивацию. Формировать интерес к самостоятельному поиску знаний (энциклопедическая литература, использование ресурсов интернет, рассказы родителей, дидактические игры, посещение музея, проведение опытов, создание коллекции.) Развивать способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

  • Обучающие задачи (обучать детей умениям и навыкам умственной и практической деятельности). Познакомить детей с историей возникновения электролампочки. Уточнить и расширить представления детей об источниках света; показать роль взрослых в преобразовании предметов. Дать детям знания об опасности обращения с огнем, о том, к чему может привести несоблюдение правил пожарной безопасности.

  • Речевые задачи. Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Приучать детей к самостоятельности суждений. Обогащать активный словарь: лучина, керосиновая лампа, лампа накаливания, энергосберегающая лампа.

  • Материалы и оборудование: интерактивная доска, энциклопедическая литература, иллюстративный материал, дидактическая игра «Прошлое, настоящее, будущее»; лучина, разнообразные свечи; керосиновая лампа, материалы для проведения опыта; электролампочки (разного цвета и формы), фонари (ручной, одевающийся на голову); энергосберегаюшая лампочка.

  • Взаимосвязь с другими видами деятельности (образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей): наблюдение во время прогулки за работой электромонтеров: замена лампочек на уличных столбах при помощи машины – вышки; обратить внимание детей на вечерней прогулке: гулять темно – включаем прожекторы. Наблюдение за машинами (фары, габариты). Сюжетно-ролевая игра «Семья»; «Строительство города»; изготовление фонарей для освещения города из бросового материала.

  • До НОД: кратковременное отключение электроэнергии в вечернее время, беседа с детьми ( что делать?, сбор информации и экспонатов для «мини-музея электролампочки» (разнообразные свечи: декоративные, арома-лампы, обычные; керосиновая лампа, лучина, факел, фитиль); сбор иллюстративного материала; поиск информации в интернет, рассматривание дома с родителями различных осветительных приборов с целью составления описательного рассказа и умения нарисовать или слепить их.

  • После НОД: рассматривание и чтение энциклопедической литературы, выполнение домашнего задания – рассматривание источников света дома: люстры, бра, светильники, торшеры, подсвечники – продуктивная деятельность детей: рисование или лепка; составление описательных рассказов об осветительных приборах, их предназначении. Оформление фотовыставки для родителей по итогам НОД и книги с рисунками и рассказами детей.






Вечером, когда дети играли, отключили электроэнергию. В группе стало темно. Воспитатель спокойно предупредила детей, чтобы они осторожно подошли к ней на ковер.

Воспитатель: Ребята, продолжать играть нельзя. Почему?

Дети: Ничего не видно; опасно – можно натолкнуться на мебель.

Воспитатель: А дома у вас такое случалось, когда отключали электроэнергию? Что делали ваши родители?

Ответы детей: зажигали свечку, включали сотовый телефон, фонарик. Плохо. Нельзя посмотреть телевизор, компьютер, погладить белье утюгом.

Воспитатель: Да, ребята, мы так привыкли, что у нас всегда светло, потемнело на улице, нажали на выключатель, и все кругом озарилось светом. А как же жили люди раньше без света?

Предположения детей.

Воспитатель: Хотите узнать? Как мы сможем это сделать?

Дети: (посмотреть в интернете, почитать книгу, спросить родителей, старших.)

Воспитатель общается с родителями и просит принести из дома у кого, что есть: разнообразные свечи (обычные, декоративные, аромалампы и т.д.). И еще обратить внимание детей на осветительные приборы, которые есть дома (светильники, люстры, бра, настольные лампы, подсвечники и т.д.). Просит детей с родителями посмотреть информацию в интернете или прочитать энциклопедическую литературу о глубоководных рыбах, светлячках, бактериях, которые вырабатывают свет.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите ходить в музей? (да).

- Значит, я приглашаю вас в музей. Тем более нам даже не придется далеко ходить. Он расположился прямо в нашем детском саду. Что такое музей?

Дети: Это место где собраны и хранятся всякие редкие вещи.

Воспитатель: Верно! Музей – это храм истории. Как должны вести себя посетители музея.

Дети: В музее не кричат, не толкаются. Не перебивают экскурсовода. Внимательно слушают и смотрят. Но наш музей не совсем обычный. Экспонаты музея собирали воспитатели, родители и даже вы сами. В музее будут три отдельных стола в разных местах группы с соответствующими картинками из дидактической игры: прошлое, настоящее и будущее.

(Дети заходят в зал, где расположены экспонаты, кроме электрической лампочки).

Воспитатель: Ребята, сегодня наш музей поведает нам историю одного маленького, но очень необходимого нам предмета. Он лежит вот в этой шкатулке. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку.

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

(электрическая лампочка)

Воспитатель: Вы правы! Это электрическая лампочка. Всего лишь маленькая лампочка, а имеет, оказывается очень большую историю.

Ребята, взгляните на все экспонаты и подумайте, с какого из них начинается история электрической лампочки?

Дети: Костер!

Воспитатель: Совершенно верно! Ребята вы видите на экране множество картинок (использует интерактивную доску). Хотите поиграть в игру «Хорошо - плохо»? (На экране изображены картинки : на костре готовят еду; костер обогревает от холода, освещает пещеру, отпугивает диких животных; древний человек сидит около костра, а все спят; пожар.)

Кто из вас сможет отобрать картинки, где костер – хорошо, а где плохо.

Дети самостоятельно отбирают и объясняют, где огонь хорошо, а где плохо. Воспитатель дополняет ответы детей, задает наводящие вопросы.

Воспитатель: Но что делать, если темным вечером, человеку понадобится выйти из теплой и светлой пещеры на улицу? ( показ изображения)

Дети: Нужно взять палку, поджечь ее и так идти.

Воспитатель: Именно так люди и сделали. Получился факел. Он освещал дорогу путнику, помогал прогнать диких животных. А в средние века в богатых замках и дворцах факелы прикрепляли к стенам, таким образом, освещая большое помещение. Но так делали богатые люди. У них дома были очень большие. А вот бедняки жили в крошечных избушках с низеньким потолком. Факел приносить в такую комнату было просто опасно. (показ изображения)

Крестьяне зажигали лучину. Как вы думаете, почему она так называется?

Рассказ ребенка (по заранее обговоренному плану с показом).

Ребенок: Лучину делали из сухого дерева, отщипывали от полена топором тоненькую пластинку, с одного конца заостренную как лучик, поэтому ее так и назвали. Мой дедушка до сих пор разжигает печку в деревне с помощью лучины, чтобы скорее разгорелись дрова.

Воспитатель: Правильно. Лучину прикрепляли к особой подставке под наклоном, поджигали, а внизу обязательно ставили миску с водой. Зачем? (показ изображения )

Дети: Чтобы горячие угольки, падая, не подожгли пол.

Воспитатель зажигает лучину.

Воспитатель: Представьте себе: вечер, маленькая комнатка в избе. В углу, около печки горит лучина. Отец плетет лапти, мать прядет пряжу и рассказывает своим детям волшебную сказку или поет.

( Дети слушают запись колыбельной песни)

Воспитатель: Да! Удобно было с лучиной, да без беды все равно не обходилось. Если лучину плохо закрепляли или забывали вовремя потушить, то случалась страшная беда – пожар. Да и света от лучины было маловато, больше копоти и дыма.

Куда удобнее и лучше – свеча!

Берешь нитку, облепляешь вокруг бараньим жиром или пчелиным воском и свеча готова. (показ воспитателя). И горит долго и не коптит и света от нее больше. И сейчас свечи широко используют в хозяйстве.

(Воспитатель приглашает к столу, где дети собрали коллекцию разнообразных свечей.)

Посмотрите, сколько разных свечей принесли ребята – целая коллекция! Дети задают вопросы: А что это за свечи, для чего они используются.

Воспитатель: Как интересно! А вот ребята нам сейчас и расскажут каждый про свою свечу.

Дети рассказывают: (в церкви зажигают свечи, когда гости приходят, зажигают декоративные свечи, свечи в арома- лампе, чтобы запахи были разные , дома когда отключают электричество; один ребенок показывает и рассказывает, как он дома делал свечу вместе с мамой)

Воспитатель: А свеча всегда безопасна?

Дети: Нет! Можно обжечься. Она может упасть и т.д.

Воспитатель: И опять верно! А бывает еще, что свеча от своего же тепла нагревается, воск становится мягким и свеча наклоняется в сторону, продолжая гореть (показываю). А рядом может оказаться книга, салфетка или скатерть. В итоге – пожар. А еще свечка очень часто гасла. Сквозняк или резкое движение рядом могли сбить пламя. (показ – движение картоном, имитация ветра) Опять неудобно. Как уберечь пламя от ветра?

Дети: Закрыть чем-нибудь.

Воспитатель: А чем?

Дети: рукой, бумагой, картоном, банкой, и т.д.

(Воспитатель предлагает провести опыт с предметами, чтобы закрыть пламя: непрозрачный колпак, стеклянную банку, стеклянную колбу для лампы.)

Воспитатель: Выберите, чем лучше загородить пламя свечи и почему?

Дети и воспитатель выбирают опытным путем.

Воспитатель: Именно такая лампа похожа на современную - «огонек» за стеклом.

И долго еще люди пользовались такими лампами, пока ученые-геологи не открыли глубоко в земле нефть и не научились ее добывать. Из нефти стали изготавливать много нужных вещей, в том числе и керосин, который отлично горит. Если пропитать нитку керосином, то она будет гореть ярко и долго. А если керосин налить в специальную емкость, вставить фитиль (нитку) и накрыть колпаком, то получится керосиновая лампа (показ). Ее можно подвешивать как люстру под потолок, можно брать на улицу и идти с этим фонарем, можно сделать свет ярче, можно и убавить пламя. Кто видел такие керосиновые лампы, у кого есть?

Дети: В деревне, на даче.

Воспитатель: И сейчас люди, наверное, пользовались бы такими лампами, если бы не было изобретено электричество. Благодаря этому открытию появились электроприборы, в том числе и лампочка, такая же, как и сейчас у нас с вами.

Ну вот, казалось бы, историю электрической лампочки можно закончить. Но оказывается, наша старая знакомая электрическая лампочка тоже скоро ляжет на полку музея. Ей на смену уже пришла новая лампочка, которую нам покажет Артем и расскажет про нее.

Это - энергосберегающая лампа дневного света. Она тоже электрическая, но в ней светится не пружинка, а специальный газ, который в ней находится.

Она экономит электричество.

Воспитатель: Вот интересно, может быть история электрической лампочки на этом и закончится?

Дети: Наверное, ученые изобретут что-то новое когда-нибудь?

Воспитатель обращает внимание на картинки, где нарисован светлячок, глубоководные рыбы, бактерии.

Ребенок: (показывает энциклопедические книги): Некоторые существа в природе сами могут вырабатывать электричество и давать свет. Это светлячки, глубоководные рыбы и некоторые бактерии. Ученые понаблюдали за ними, изучили их необычные способности, и сейчас думают, как применить их свойства на благо человеку.

А еще ученые пробовали запускать светящиеся бактерии в специальную колбу – чем не лампочка и электричество тратить не надо.

Воспитатель: Но это пока только попытки создать лампу будущего, но кто-то из вас обязательно будет ученым и может быть изобретет новую лампочку, которую мы не можем пока даже представить, и история обыкновенной электрической лампочки продолжится.

Что вы сегодня узнали интересного? Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей:

Мы обязательно пригласим в наш музей детей другой группы и родителей. Но экскурсоводом у нас будут дети, особенно те, кто внимательно слушал.

А на следующем занятии мы будем рисовать осветительные приборы, которые у вас есть дома (люстры, торшеры, настольные лампы, светильники, и т.д.) Эти рисунки тоже будут демонстрироваться в нашем музее. Но нужно не просто нарисовать рисунок, но и составить рассказ по рисунку, вам помогут вопросы:

1) как называется (люстра, настольная лампа, торшер, бра и т.д.)

2) внешний вид (цвет, сколько лампочек, чем украшен)

3) место нахождения (комната, прихожая, спальня, кухня)

4) предназначение.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Реброва Галина Анатольевна

Дата: 22.10.2016

Номер свидетельства: 351288


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства