Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД на тему: "Знакомство с творчеством художника В.М. Васнецова"»
Программное содержание: Образовательные задачи: Познакомить детей с творчеством художника В.Васнецова. Формировать умение всматриваться в произведение искусства, описывать, высказывать свое мнение, понимать его смысл.
Развивающие задачи: развивать художественный вкус, чувство цвета.
Воспитывающие задачи: воспитывать интерес и любовь к былинной и сказочной живописи.
Материалы: Портрет В. Васнецова, произведения В. Васнецова – «Богатыри», «Аленушка», «Иван-Царевич на Сером волке». Методы и приемы: 1.Вводная часть: Чтение стихотворения про богатырей . 2.Основная часть: Показ портрета В. Васнецова, рассматривание картин В. Васнецова, беседа, физкультминутка. 3.Заключительная часть: Вопросы к детям.
Ход: Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о творчестве известного художника. В. Васнецова - живописца. Художник рисует не простые картины, а сказочные. Его картины на сказочные и былинные темы, он рисовал картины по известным сказкам.
Он спустил добра коня, дай богатырского
Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал...
Воспитатель: Ребята, о ком я прочитала отрывок? Что это за произведение? Какие ещё былины мы читали?
Дети: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».
Воспитатель: А что такое былина?
Дети: Былина- это сказание о богатырях. Люди славила богатырей русских, слагали о них песни, легенды, былины.
(Показ портрета В. Васнецова и картины «Богатыри»)
Воспитатель: Что вы знаете об этом художнике? Дети: Он рисует сказки и богатырей. Воспитатель: Да, правильно,.
Воспитатель: В.М. Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье священника Михаила Федоровича Васнецова. В семье было шестеро детей. Виктор Михайлович сначала учился в духовном училище, а потом в духовной семинарии, но всегда мечтал быть художником. Позднее его мечта сбылась-он поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге.
Воспитатель: Что вы видите на картине «Богатыри?». Какое настроение навевает эта картина? Дети: (ответы детей). Воспитатель: Васнецов очень любил Русь, жил ею и творил во славу Руси. На полотне Васнецова богатыри написаны в центре. Они выдвинуты на передний план, возвышаются над горизонтом и поэтому кажутся особенно могучими. Пейзаж в этой картине представляет собой собирательный образ русской природы, ее бескрайних просторов-от выжженных солнцем южных степей до дремучих северных лесов, стелющихся от горизонта.
В центре Илья Муромец. В нем чувствуется спокойная и уверенная сила и мудрость. Богатырь справа, самый младший-Алеша Попович. Он ловок и находчив, готов для достижения цели пойти на любые хитрости. Молодой красавец, полон отваги и смелости, певец и гусляр. Третий богатырь-Добрыня Никитич-представителен и величав. В осанке его чувствуется сознание собственного достоинства. Тонкие черты лица говорят о его вдумчивости и предусмотрительности. В картине выражена вся сила и мощь русского народа, сила торжествующая, спокойная и важная. (Показываю репродукцию картины «Иван-Царевич на Сером волке»).
Воспитатель: Теперь посмотрим на другую картину В. Васнецова. Она называется «Иван-Царевич на Сером волке». Что вы видите на картине? Дети: Иван-Царевич скачет на волке, а с ним Царевна. Воспитатель: На переднем плане Иван-Царевич на Сером Волке вместе с Прекрасной Еленой. В этой картине художник стремится передать народные представления о красоте и счастье. Давайте вспомним, Иван-Царевич на верном своем друге -сером волке с Еленой убегают от злого волшебника. Художник смог в картине показать все чувства героев. Огромные темные стволы похожи на грозных великанов, как бы говорят об опасности, которая грозит героям. Сквозь ветви пробивается тревожная заря. Иван-Царевич озирается, следит за погоней, Прекрасная Елена смиренно и покорно с любовью склонила голову на грудь своему суженому. Героев окружает атмосфера тревоги и печали, а на первом плане – чудесно расцвело яблоневое дерево-это знак счастливого конца сказки.
Воспитатель: А теперь встанем все круг и немного разомнемся. (Физкультминутка). Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель: Я вам покажу еще одну картину В. Васнецова, называется она «Аленушка».
Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, сюда перед вами картина «Алёнушка». Эта картина была первой из картин по сказкам. К какой сказке была написана эта картина?
Дети: «Сестрица – Алёнушка и братец – Иванушка».
Воспитатель: Кого мы видим на картине?
Дети: Сестрицу-Алёнушку.
Воспитатель: Посмотрите на лицо Аленушки. Какие у нее глаза? (Печальные) Волосы? (Волосы выбились из кос, растрепались).
Обратите внимание, что небо тоскливое, бледно-серое, вызывает печальное настроение. Эти приемы помогают художнику создать впечатление, что природа, окружающая девочку, тоскует и переживает вместе с ней. Картина немного грустная, но прекрасная.
Воспитатель: Посмотрите еще раз на репродукции картин.
Вы увидели картины по былине и сказкам. Вы узнали, что Виктор Михайлович Васнецов очень любил родную русскую природу, русские сказки и былины и эту любовь он передал в своих картинах.
Воспитатель: Ребята, кто нарисовал эти картины? Дети: Виктор Васнецов. Воспитатель: Что изобразил художник на этих картинах? Дети: Сказочных героев. Воспитатель: Что мы сегодня узнали? Кто такой В. Васнецов? Какие картины он рисовал? Что характерно для произведений Васнецова?