- воспитывать интерес к явлениям живой природы, вести наблюдение за ними.
Материал:коробка для семян, поднос, стеклянные баночки с прозрачными крышками вода, семена перца, томатов, огурцов, арбуза, фасоли. Серии карточек (по 5 штук) с изображением семян разных деревьев.
Ход :
Занятие начинается с ящика ощущений. Положить в него семена с крылышками: шишки ели, сосны. Предложить по очереди наощупь определить эти предметы. При этом никто не сообщает о своих открытиях до тех пор, пока последний участник не ознакомиться с содержимым.
Свой секрет каждый должен держать тайне. Затем ребята рассказывают, что они действительности скрывалось внутри ящика.
Игра "Угадай от какого дерева эти семена" (разложить на столиках перед каждым ребенком карточки с изображением листьев деревьев и семена). Совместно с ребятами подобрать соответствующие пары растений и семян. Пусть ребята их внимательно рассмотрят и постараются запомнить. Затем перемешать карточки и предложить детям проделать эту работу самостоятельно.
В: ребята, а кто видел такие растения, наблюдал как летают семена (ответы детей).
Растут ли они во дворе нашего детского сада, на экологической тропинке, во дворе вашего дома:
Ребята, а давайте все летающие семена разложим в ряд (раскладывают).
Можно ли их разделить на группы? Есть семена с крылышками.есть с парашютиками. И те и другие могут летать, но приспособления у них разные. Рассмотрим вначале все семена с крылышками - клена, ясеня, липы, березы, ели, сосны. Какие у них крылышки?
Дети: У одних - большие, у других маленькие. Но все они тонкие, прозрачные.
В: Для чего нужны эти крылышки?
дети: Чтобы летать по воздуху, путешествовать.
В: А для чего семенам нужно летать? Ведь не из любопытства же они отправляются на воздушные прогулки.
дети: Чтобы деревья произрастали везде.
Показать детям семена гороха, фасоли, подсолнечника, тыквы. Положить их рядом с летающими семенами.
В: чем они отличаются друг от друга? (ответы детей).
Могут ли горошины, фасолинки, семечки летать? Почему? (ответы детей).
Возьмите в руки семечко тыквы и семена березы. Сравните семена по весу. Что легче? Почему? (ответы детей).
Все летающие семена легкие. Тяжёлые летать не могут, они быстро падают на землю. Убедимся в этом и проведем опыт. (Бросают семена на пол).
Что быстрее упало на пол? Почему? (дать убедиться детям, что летающие семена падают медленно).
Летающие семена могут улететь далеко, далеко от своей мамы - березы, липы, клена. Они упадут на землю и через некоторое время в этих местах появятся молодые растения. Маленький клен, липка, берёзка. Летая по свету семена ищут свой дом. И ветер им в этом помогает. Летают только легкие семена.
В: Я дерево - мама, а вы мои детки
Качала я вас в колыбели на ветке
Но время пришло, вам пора улетать
Пора им большими деревьями стать.
дети: На дереве - маме мы долго висели
Но ветер примчался и мы полетели
Умчаться от мамы подальше хотим
Нас ветер подхватит и мы полетим
Нам крылышки наша летать помогают
Где мы приземлимся лишь ветер узнает
На землю родную мы все упадем.
Земля нас накормит, земля - это дом.
Весною нас солнце лучами согреет
А дождик напоит водой, как сумеет
Тогда прорастем мы зеленым ростком
И маме помашем зеленым листком
Нам дерево - мама помашет в ответ
Как стать нам большими не дашь ли совет?
И дерево - мама качаясь шумит
Советы давая, листвой шелестит
Молодцы! вы отлично справились. А что вы узнали о семенах? Что помогает им летать. А какие семена могут летать?