- Помогите мне разобраться: о чём идёт речь в этом стихотворении, что же случилось с водой?
Предполагаемые ответы детей:
- она превратилась в лёд;
- наверное, это было зимой, и она замёрзла;
- вода превратилась в лёд от мороза.
Воспитатель:
- Сегодня я пришла в детский сад и обнаружила в нашей группе вот эту посылку (показывает и достаёт её содержимое). Давайте посмотрим, что же там и от кого. Ребята, в посылке зашифрованное письмо и…. льдинки.
Письмо от Рукодельницы:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Шла я к Морозу Ивановичу в гости по мостику через речку, поскользнулась и упала, а мои новые красивые бусы рассыпались и упали в речку, прямо в холодную воду. Мороз Иванович помог мне их достать, да только заморозил их. И попали бусинки в ледяной плен. Как же мне быть? Что делать? Хоть и зовут меня люди Рукодельницей, но эта задача мне не под силу. Может, вы мне сможете помочь?»
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, сможем ли мы чем-то помочь Рукодельнице?
После того как дети предложат освободить бусинки из плена, воспитатель спрашивает:
- А как можно освободить бусинки из ледяного плена? (дети выдвигают предположения)
Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:
- можно погреть в руках, они тёплые, лёд и растает (хорошо – лёд растает, и бусинки освободятся; плохо – руки замёрзнут);
- можно отогреть в варежках (хорошо – лёд тоже растает, и бусинки освободятся; плохо – варежки намокнут);
- можно положить на батарею (долго ждать придётся);
- есть специальное сверло (ледобур), которым бурят лёд рыбаки, можно взять его;
- можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься;
- можно положить в тёплую воду, там лёд растает;
- можно оставить просто в группе – у нас тепло.
Выбирают три гипотезы и проверяют их:
- поставить на батарею;
- оставить в тарелочке на столе;
- положить в тёплую воду.
Воспитатель помогает детям подготовить всё необходимое для проведения опыта и проверить свои гипотезы. Затем часть льдинок дети кладут на тарелочку и ставят на батарею, вторую часть льдинок оставляют в тарелочках на своих столах, третью часть льдинок кладут в баночки с тёплой водой.
- Пока наши льдинки тают, давайте немного разомнёмся.
Проводится физкультминутка «Солнце землю греет слабо».
Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится, (дети кружатся)
Заметает всё кругом белоснежным серебром. (имитируют движения руками)
- Давайте посмотрим, что же произошло со льдинками, где они быстрее растаяли? (ответы детей)
Выводы:
- быстрее всего бусинки освободила тёплая вода;
- на тарелочке бусинки таяли дольше всего;
- на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились.
После проведения экспериментов дети вытирают воду со столов.
Затем проводится игра «Освободим бусинку из ледяного плена».
Ребёнок-бусинка выбирается считалочкой:
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Дети произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки красиво сверкают, звенят: дзынь, дзынь, дзынь…». Делают вращения кистями рук на каждое слово. Затем хлопают в ладоши и говорят «дзынь, дзынь…» На сигнал «Ветер!» - дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» - воспитатель или ребёнок в роли бусинки, остальные дети – замёрзшие капельки крепко обнимают её со всех сторон – «бусинка в ледяном плену». Воспитатель просит тёплые руки детей, которые не стали льдинками, или няню растопить льдинки. Няня или дети тёплыми руками гладят детей-льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку-воспитателя (ребёнка).