Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»
Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»
В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями, национальной одеждой, кушаньями, промыслами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»»
Конспект организационной образовательной деятельности для старшей группы по познавательному развитию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»
Программное содержание:
Познакомить с Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда, кушанья, промысел.
Познакомить с символикой этой страны: флаг, гимн, герб; главным городом – Минском.
Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.
Оборудование: куклы одетые в русские национальные костюмы, образец торфа, белорусские сувениры из соломки, рушник, , презентация с рассказом о Белоруссии.
Ход занятия.
Воспитатель: ребятки к нам сегодня в гости пришли куклы Маня и Ваня. Посмотрите, какие они нарядные.
- Во что одета кукла Маня? (Ответы детей)
- А во одет Ваня? (Ответы детей)
- В какие же костюмы они одеты?
Дети. Куклы Маня и Ваня одеты в русские национальные костюмы.
Воспитатель: Как вы думаете, где живут Маня и Ваня?
Дети: Маня и Ваня живут в России.
Воспитатель: У них есть друзья Олеся и Юрась, которые живут в Республике Беларусь и Маня и Ваня приглашают нас в путешествие в Беларусь, чтобы познакомиться с ними, узнать о костюмах и о быте белорусского народа.
Воспитатель: Дорогих гостей встречают круглым пышным караваем, Он на блюде расписном с белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.
Общий поклон, дети садятся.
Воспитатель: Именно так встречают гостей в славянских странах - хлебом-солью.
Воспитатель: Ребята, Белоруссия большая стана. Как вы думаете, почему ее так назвали?
Оказывается, еще в давние времена этот народ прозвали белорусы потому, что они живут рядом с Белым (Балтийским морем). (Можно показать на карте). (слайд 2)
- Главный город в Белоруссии – Минск. В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом. (слайд 3, 4)
- У Белоруссии есть свой флаг, герб и гимн. (слайд 5)
Звучит гимн.
- Беларусь богата лесом (слайд 6)
- Зачем нужен лес? (из него изготовляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи).
-
Добывают еще в Белоруссии торф. Кто знает, что это такое? (болотная земля). (Воспитатель показывает картинку или вносит образец торфяной земли). (слайд 7)
- Торф используют для удобрения почвы. Торфом удобряют посадки и даже топят печи. Его нарезают кирпичиками и сушат. Торф горит лучше, чем дрова. На нем работают многие электростанции.
- Раньше белорусы жили очень бедно, кругом были болота, и сеять хлеб было негде. Белорусские крестьяне так и говорили: «Нема земли – одни болота». Была даже поговорка: «Беден как белорусский крестьянин». (слайд 8)
- Но потом болота осушили. Теперь в Белоруссии выращивают хлеб, овощи, сахарную свеклу на осушенных полях. Выращивают большие урожаи. (слайд 9) (Педагог рассказывая, показывает иллюстрации).
-
Один из самых древних народных промыслов у белорусов – гончарное дело. (слайд 10)
- Изделия народных мастеров Беларуси мало кого оставят равнодушными, особенно это касается такого направления в творчестве, как предметы из соломки. Сплетенные из соломы звери и птицы использовались в качестве оберега дома. (слайд 11)
- Было широко распространено ткачество и художественная роспись по материи мастерами-самоучками Ткачихи проявляли художественный вкус в плетении поясов и украшении рушников. (слайд 12)
- Белорусы умеют не только работать, но и отдыхать. Это танцующий и поющий народ. Очень любят белорусы проводить праздники: «Масленица», «Иван Купала». Обряды – это песня и танец.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание в какой наряд одеты Олеся и Юрась. (рассматривают).
- Что это за костюмы. (Ответы детей)
- Это белорусские национальные костюмы. Посмотрите какие они красивые.
- Народный костюм жителей Минской губернии формировался на протяжении столетий, он развивался в контакте с одеждой русских и украинских народов, а также литовцев и поляков, поэтому в одежде этих народностей наблюдается значительное сходство. (слайд 14, 15, 16)
- Как вы думаете, чем отличаются и чем похожи русский национальный костюм и белорусский. (Сравнивают с одеждой кукол и на картинках)
- У русской девочки одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. У обеих – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет. И у тех и у других на ногах надеты лапти.
- Я предлагаю вам сейчас самим стать ткачами и художниками и украсить узорами белорусский костюм.
Дети расписывают узорами белорусский национальный костюм. Дарят их Олесе и Юрасику.
Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие в Республику Беларусь.
Длинным зимним вечерком, хорошо сидеть рядком. Мы играли и плясали, много нового узнали. Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час. Бывайте здоровы, живите богато, А мы уезжаем до дому, до хаты. Только как уйдешь пустой? Нынче день у нас такой Пусть он радостью, весельем В душах отзовется. А вот и угощение!
Олеся, Юрась и воспитатель раздают угощение (пряники, печенье) и, конечно же, каравай. Дети прощаются с Олесей и Юрасиком и змейкой проходят через «колесо истории», возвращаясь домой.
Воспитатель: Ребятки куда мы с вами сегодня путешествовали? Давайте вспомним, что мы с вами узнали. (Ответы детей)