Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия в средней группе по экологии «Где спрятался воздух?»»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 12 ст-цы Должанской МО Ейский район
Конспект открытого занятия в средней группе по экологии
«Где спрятался воздух?»
Воспитатель: Майденко
Валентина Викторовна
Конспект открытого занятия в средней группе по экологии «Где спрятался воздух?»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие». Обучающие задачи: • Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. • Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. • Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. • Продолжать закреплять навыки проведения опытов. Развивающие задачи: • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. • Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания. • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Воспитательные задачи: • Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам. • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. • Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей). Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает; - способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; - воздух легче воды; - воздух есть внутри предметов; - воздух есть внутри людей; - без воздуха не возможна жизнь. Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ; фартуки (по количеству детей); - миски с водой 2 шт.;игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; фонарики; стаканчики и трубочки. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку: Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, но все же, Без него мы жить не сможем. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Дети: Воздух! Воспитатель:Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Дети: Нет, не видим. Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый! Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам, надевают фартуки).Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Дети: Да. Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком). Воспитатель:Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы детей). На столах у нас фонарики. Волшебники, давайте посветим на пакет. Что вы увидели? Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь. Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим. Опыт 2. «Воздух в человеке». Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха! Воспитатель:Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух?(ответы детей). Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка «По морям, по волнам», дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика). Воспитатель:Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Физкультминутка: Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой) Рукава засучим смело. (засучиваем рукава) Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу) Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен) И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны) Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте). Воспитатель:Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы. Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом). Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится? Дети: Здорово! Воспитатель:Ещё мы можем использовать для завершения наших композиций листочки деревьев, которые мы собрали с вами на прогулке! Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) : - что воздух постоянно нас окружает; - что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; - что воздух легче воды; - что воздух есть внутри предметов; - что воздух есть внутри людей. Подведение итогов, оформление выставки творческих работ.