Мотивациялық – қозғаушы Мотивационно- побудительный | Педагог создаёт положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность с помощью игры «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ» Цель: Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность. Воспитатель использует технику «Корзина идей» для актуализации имеющихся знаний у детей Предлагает вопросы для обсуждения: Как изменилась погода? Какое время года наступит после осени? | Дети образуют круг. Изображают по просьбе воспитателя осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники). Высказывают свои предположения по имеющейся теме.Проявляют неподдельный интерес к происходящему Активно включаются в познавательный процесс. Перечисляют признаки осени: Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идет дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края. |
Іздену – ұйымдастырушы Организационно- поисковый | Предлагает ответить на проблемный вопрос: как люди готовятся к зиме? Как готовятся к зиме животные? Побуждает детей к процессу познания, используя задания в азбуке-тетради. Динамическая пауза Предлагает принять участие в опыте: кора на деревьях шершавая, звери прыгают и бегают вокруг стволов, старая шерсть цепляется за кору, как вата за бумагу и вылезает, на этом месте вырастает новая шерсть. Проблемная ситуация: Если бы однажды свинья попросилась у своей хозяйки пойти в зимний лес к брату, дикому кабану, отпустила бы ее хозяйка? Почему? Приглашает выполнить задания в азбуке-тетради Предлагает вспомнить и перечислить всех животных, которые впадают в зимнюю спячку и которые этого не делают. | Дети предполагают, что собирают урожай, покупают тёплую одежду, утепляют дома.
Рассматривают рисунок, отмечают, какие животные изображены на рисунке, как они готовятся к зиме. Еж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой. Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют – к зиме готовится. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит. Воспитанники отмечают, чем медведь все лето и осень питается.Он не делает запасы, поэтому и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю. Чем медведь похож на ёжика? Чем отличается? (Оба проводят зиму в спячке, все лето и осень наедаются, а потом укладываются спать медведь в берлогу, ёж в нору). Чем любит полакомиться медведь? (Малиной, медом, корешками, рыбкой, птичкой, муравьями) Что ел все лето ёж? (Лягушек, змей, муравьёв) Шерсть волка за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Зимой у лисы на лапах отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках. Любит она мышей из – под снега доставать. Предполагают, почему волку и лисе не надо менять цвет шубки. Заяц меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Делятся мнением, зачем зайцу шубу менять, кого он боится, от кого прячется. Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб - там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать. Белка меняет шубку на более теплую.Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которую выкапывает сама среди кустов. Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.
«Три медведя» Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения. Три медведя шли домой: (дети идут как медведи) Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх) Мама с ним - поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперед) А сыночек просто крошка, (садятся на корточки) Очень маленький он был, С погремушками ходил, (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)
Участвуют в практической деятельности, цепляют вату за наждачную бумагу.
Рассуждают и доказывают, что на не сможет быстро бегать по лесу, привыкла лежать в сарае, ее будет хорошо видно в лесу, ей будет холодно, у нее нет теплой шерсти, как у кабана. Она не умеет сама добывать себе пищу, привыкла, что ее кормит хозяйка. У кабана есть клыки, ими он защищается от врагов, добывает под снегом коренья и желуди. Ноги у него больше и сильнее, шерсть у него серая и он в лесу будет незаметен. Обведи те рисунки, на которых изображены животные, готовящиеся к зиме. Расскажи, как они это делают? Укажи стрелкой, какие запасы на зиму делает белка. |